РФ может получить 1 трлн рублей к 2018 году, приняв рекомендации ВОЗ
Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) провел анализ возможных последствий повышения акциза на сигареты в 2016–2018 годах (аналитическая записка есть в распоряжении «Известий»), который показал, что в случае принятия рекомендаций ВОЗ по акцизам Россия сможет значительно увеличить поступления в бюджет и снизить смертность среди россиян по сравнению с теми показателями, которых страна сможет добиться, приняв акцизные планы Министерства финансов. Однако представители табачных компаний считают, что это приведет к заполнению рынка контрафактным товаром.
Так, по плану Минфина РФ минимальный акциз будет свыше 2 тыс. рублей за 1 тыс. шт. (сигарет) к 2018 году, в 2016 году средняя розничная цена пачки сигарет составит 87 рублей, в 2017-м — 97 рублей, в 2018-м — 103 рубля. Это позволит в 2016 году собрать 555,9 млрд рублей акцизов, в 2017-м — 639,3 млрд рублей, в 2018-м — 682,4 млрд рублей.
Совсем другие показатели будут, если власти примут рекомендации ВОЗ, согласно которым минимальный акциз должен составлять 6 тыс. рублей за 1 тыс. шт. (сигарет) к 2018 году, а доля акциза в средней розничной цене пачки сигарет будет на уровне, близком к 70%. При этом в 2016 году средняя розничная цена пачки сигарет может составить 95 рублей, в 2017-м — 127 рублей, в 2018-м — 178 рублей. В этом случае в 2016 году бюджет страны на акцизных сборах получит 644,9 млрд рублей, в 2017-м — 934,5 млрд рублей, в 2018-м — 1310,6 млрд рублей.
Таким образом, совокупное следование рекомендациям ВОЗ сможет принести в государственную казну более 1 трлн рублей акцизных сборов.
При этом в докладе ЦЭФИРа отметили, что рекомендации ВОЗ не менее эффективно сработают и в сфере здравоохранения в отличие от министерского предложения. Так, по оценкам центра, в случае минфиновского акцизного сценария в 2016 году бросят курить 492 тыс. человек, в 2017-м — 230 тыс. человек, в 2018-м — лишь 58 тыс. россиян. Совсем другую тенденцию исследователи ожидают при принятии рекомендаций ВОЗ: в 2016-м — 1,193 млн бросивших курить, в 2017-м — 1,994 млн россиян, в 2018-м — 2,469 млн.
Всё это позволит с 2014 по 2018 год, по мнению исследователей ЦЭФИРа, суммарно спасти жизни 2,062 млн человек против 355 тыс. в случае принятия плана Минфина.
В Министерстве финансов не смогли оперативно предоставить комментарий.
Кроме моделирования цен, акцизных сборов и показателей смертности по минфиновскому плану и сценарию ВОЗ центр подготовил и третий компромиссный сценарий c подъемом акцизов в два раза к 2018 году по сравнению с планами Минфина, но на 1/3 ниже, чем рекомендации ВОЗ (4 тыс. рублей за 1 тыс. шт. (сигарет) к 2018 году).
Депутат Госдумы и борец с табакокурением Дмитрий Носов считает, что именно компромиссный вариант является наиболее реалистичным.
— Такой подход позволит спасти от преждевременной табачной смертности 1,225 млн человек — это люди, которые откажутся от курения или не начнут курить из-за повышения акцизов, не умрут от рака легкого, эмфиземы, инсульта или инфаркта, вызванного курением. Примерно столько людей живет в Казани — то есть удвоение акцизов на табак к 2018 году позволит нам спасти население города-миллионника, — отметил Дмитрий Носов.
При этом депутат заявил, что, по его мнению, государство может и должно идти дальше и доводить акцизы на табак до уровня, рекомендованного ВОЗ.
— Это сценарий, который принесет в казну больше денег — 1,3 трлн в 2018 году. Много это или мало? Если сравнивать с 2015 годом, то это почти 2,5 годового бюджета страны на здравоохранение, или 4 годовых бюджета на охрану семьи и детства, или десятикратный годовой бюджет России на массовый спорт, — резюмировал парламентарий.
Аналогичной точки зрения придерживается и сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина, выразившая надежду, что в сегодняшней ситуации государство пойдет на шаг, выгодный и ему самому, и системе здравоохранения, и самим людям, а именно — значительное повышение акцизов на табак.
— Аргументом является также и недостаток в России качественных онкологических препаратов для лечения тех же курильщиков, число которых при дешевизне сигарет только растет. Однако, я думаю, здесь будет достигнут некий компромисс, потому что лоббизм самих компаний направлен если и на повышение акцизов, то незначительное, — сказала Дарья Халтурина.
Производители табачной продукции высказали иную точку зрения. Так, директор по корпоративным отношениям «British American Tobacco Россия» Александр Лютый заметил, что любое повышение цен должно учитывать доходы населения. Если потребитель не сможет позволить себе легальные сигареты, то он, как показывает опыт других стран, может переключиться на более дешевую альтернативу — контрабанду и контрафакт.
— Ставки акцизов на табак выросли почти в 7 раз за последние 7 лет. Если в 2010 году цена сигарет начиналась с 18 рублей, то сейчас пачка стоит в среднем около 80 рублей. Доходы российских потребителей не растут такими темпами. Они вряд ли увеличатся на 26% в 2016 году, как акцизы на сигареты. И значит, повышение цен ударит в первую очередь по карману рядовых курильщиков, — сказал Александр Лютый. — Европейский опыт показывает, что как только на сигареты начинает приходиться свыше 8% ежемесячного дохода, потребители переключаются с легальной продукции на контрабанду и контрафакт.
Александр Лютый отметил, что, по данным исследований компании, в некоторых регионах страны доля нелегальной продукции на табачном рынке уже достигла критического уровня.
— В Республике Дагестан, например, это 26% рынка. Если Россия продолжит резко поднимать «табачные налоги», проблема может достигнуть европейского масштаба, где контрабандные сигареты занимают до 20% рынка, что обходится государствам ЕС в несколько миллиардов евро налоговых потерь ежегодно, — рассказал он. — При текущих темпах инфляции и уровне доходов населения самым логичным шагом — с точки зрения собираемости налогов — стала бы фиксация ставки акцизов на нынешнем уровне, как это сделано на алкогольном рынке.
Вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко также отметил, что с учетом текущей экономической ситуации, а также отсутствия единой акцизной политики в странах ЕЭС форсированная индексация ставок акциза в России с большой долей вероятности нанесет значительный ущерб легальному рынку табачных изделий.
— На наш взгляд, взвешенная позиция Министерства финансов по вопросу индексации акцизов на табачную продукцию, проводимая последние годы, способствовала устойчивому росту акцизных поступлений в федеральный бюджет при 100-процентной собираемости акциза, — рассказал Сергей Слипченко.
В пресс-службе Министерства экономического развития отметили, что пока не знакомы с исследованиями ЦЭФИРа.
За последние 10 лет в России произошел рост ставки акцизов на сигареты. Если в 2007 году ставка для 1 тыс. сигарет составляла 100 рублей + 5% расчетной стоимости (исчисляется исходя из максимальной розничной цены), то в 2015 году минимальная ставка акциза на 1 тыс. сигарет стала составлять 1,33 тыс. рублей. При этом исследования ВЦИОМа начиная с 2007 года не показывают того, чтобы рост акцизов в несколько раз как-то смутил россиян, имеющих пристрастие к табаку. Если в 2007 году курильщиков было 32%, то в 2009 году их стало 37%. На следующий год опросы ВЦИОМа показали, что в стране курит сигареты 41% населения. Исследования последних 2 лет также не показали того, что ставка акциза как-то заметно сказалась на традициях русского курения. Если в 2014 году о том, что они курят, заявили 35% россиян, то в 2015 году — 34%.