В Госдуме предложили приравнять «Яндекс.Новости» к СМИ
В Госдуму внесли законопроект о крупных новостных агрегаторах, согласно которому «Яндекс.Новости», агрегатор Google и раздел новостей на Mail.Ru приравняют к СМИ и введут запрет на иностранное участие более 20%, сообщает «Коммерсантъ».
Это фактически приведет к тому, что указанные новостные агрегаторы станут незаконными, поскольку, например, более 60% акций «Яндекса» котируются на американской бирже Nasdaq, а значительная часть акций Mail.Ru Group принадлежит иностранным фондам, 19,9% котируются на Лондонской бирже.
Кроме того, для проектов с суточной аудиторией более 1 млн пользователей будет вводиться новое понятие «новостной агрегатор». Такие сайты должны будут регистрироваться в специальном реестре, вести который депутаты хотят поручить Роскомнадзору. В обязанности агрегаторов будет входить проверка информации СМИ на достоверность и пресечение распространения недостоверных данных после жалоб уполномоченных органов. Если агрегатор не согласится удалить требуемую информацию, его оштрафуют на 5 млн рублей.
Авторами этих поправок к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» и к Административному кодексу являются парламентарий от КПРФ Александр Ющенко и депутат от «Справедливой России» Алексей Казаков. Последний объяснил подобную инициативу тем, что «идеологические манипуляции имеют место, и мы должны их контролировать и минимизировать иностранное влияние».
Казаков также заявил, что депутаты таким образом «заполняют юридический вакуум, он не касается СМИ, деятельность которых достаточно отрегулирована». Он добавил, что агрегаторы должны «ответственно» подходить к информации, либо перепечатывая авторитетные СМИ, либо неся ответственность за перепечатку. Ющенко, в свою очередь, отметил, что около 60% граждан ищут новости через агрегаторы, поэтому предложенный контроль оправдан.
Однако в Минкомсвязи не поддержали приравнивание новостных агрегаторов к СМИ. Как сообщил замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, никаких консультаций с министерством не проводилось, при этом Роскомнадзор заявлен в законопроекте в качестве контролирующего органа. «Мы считаем, что если довести эту идею до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. Мы же видим в витрине киоска обложки газет и журналов и можем прочитать на них заголовки новостей — чем не новостной агрегатор?» — сказал Волин.
Между тем в «Яндексе» сообщили, что в случае принятия закона сервис по агрегации новостей будет ликвидирован. Даже если не ограничивать иностранное участие, у компании нет столько людей, чтобы отсматривать такое количество сообщений. Так, например, каждый день «Яндекс.Новости» индексирует более 100 тыс. новостных сообщений от почти 7 тыс. источников. Сервис автоматически собирает сообщения от партнеров и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты, затем читатели переходят по ссылкам на сайты партнеров.
«Таким образом, «Яндекс.Новости» объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию», — сообщил представитель «Яндекса» Очир Манджиков.