Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин принял в Кремле главу МИД Кубы Бруно Родригеса Паррилью
Общество
Путин намерен 19 февраля созвониться с Набиуллиной
Политика
В Госдуме отреагировали на заявление Эстонии о ядерном оружии НАТО в стране
Общество
Россиян предупредили о мошеннических схемах перед 23 Февраля и 8 Марта
Общество
Задержан замглавы Новороссийска Роман Карагодин
Общество
Пропавшие в Петербурге сестры найдены вместе с матерью во Владимирской области
Мир
МИД Украины оскорбился из-за ответа Венгрии на прекращение транзита по «Дружбе»
Общество
Губареву грозит штраф до 50 тыс. рублей по статье о дискредитации армии
Общество
В Зеленодольске завершили разбор конструкций и расчистку снега после обрушения
Мир
Сийярто указал на отсутствие вреда для Венгрии от шантажа Киева
Армия
Силы ПВО сбили 120 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Путин назвал неприемлемыми новые ограничения против Кубы
Мир
Президент Армении попал в курьезную ситуацию с включенным микрофоном в Греции
Мир
Российский флаг появился на трибунах во время матча Канады и Чехии на Олимпиаде
Новости компаний
Глава ПСБ оценил успехи в борьбе с кибермошенничеством
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились

Снос магазинов не повлияет на место России в рейтинге Doing Business

По данным Всемирного банка, в России всё сложнее получать разрешения на стройку
0
Снос магазинов не повлияет на место России в рейтинге Doing Business
Фото: REUTERS/Sergei Karpukhin/Files
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл


Всемирный банк к осени не сможет учесть при составлении следующего рейтинга Doing Business 2017 инцидент с массовым сносом торговых павильонов и киосков в Москве. Дело в том, что у составителей рейтинга нет подобных индикаторов. По этой же причине не отражаются или слабо отражаются санкции, наложенные на Россию, или недавние изменения в законодательстве, позволяющие не признавать решения международных судов.

— Разрушение относящихся к торговле зданий не покрывается нашими индикаторами по торговле. Рейтинг всегда трудно предсказать, но это [такие действия властей] явно выпадает из рамок того, что мы исследуем, — сказала «Известиям» соавтор рейтинга Валентина Салтане.

Владимир Путин после возвращения на пост президента в 2012 году поставил задачу к 2018 году войти в двадцатку рейтинга по условиям для ведения бизнеса, с тех пор позиции действительно постепенно улучшались — со 118-го места на момент поручения до 51-го в 2015 году. В этом году первый вице-премьер Игорь Шувалов дал ряд поручений для дальнейшего улучшения позиций в рейтинге — они касались упрощения таможенного оформления. Однако 9 февраля московские власти организовали скандальный массовый снос торговых павильонов и киосков, владельцами которых в большинстве были малые и средние предприниматели, на исследовании деятельности которых и строится рейтинг Doing Business.

По мнению Александра Боломатова, партнера юридической компании ЮСТ, которая сотрудничает со Всемирным банком и участвует в составлении рейтинга, похожие единичные ситуации нарушения прав предпринимателей происходят по всему миру и, несмотря на ажиотаж, не могут использоваться при составлении рейтинга.

— Например, недавний случай в Британии с Михаилом Фридманом, который купил нефтегазовое месторождение, но начать добычу власти ему так и не разрешили, сославшись на санкции. На рейтинг Британии этот случай не повлиял. Дело в том, что Doing Business оценивает общую экономическую ситуацию в странах по одинаковым для всех показателям, а внести такой критерий, как снос торговых павильонов, невозможно, — отметил Александр Боломатов.

Doing Business ежегодно составляется Всемирным банком и, как правило, публикуется осенью. Рейтинг оценивает простоту осуществления предпринимательской деятельности в той или иной стране, на него ориентируются международные инвесторы, и высокие позиции теоретически могут повысить приток в государство иностранного капитала. К проведению исследования в каждой стране привлекаются по меньшей мере 8 тыс. местных экспертов, в том числе юристы, бизнес-консультанты, бухгалтеры, экспедиторы и чиновники. 51-е место России из 183 позиций — это максимальный показатель с 2003 года (ранее рейтинг Doing Business не составлялся).

Рейтинг каждой страны формируется по одному-двум городам (который в методологии называется «крупнейший деловой центр страны»), в России это Москва и Санкт-Петербург. Методология составления рейтинга основывается на 11 пунктах: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности. Методология рейтинга, впрочем, модифицируется — в 2015 году учитывалось также качество процедуры растаможивания: как используются электронные системы, как долго груз находится на границе, сколько стоит оформление документов. Страны Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР, страны с развитой экономикой) тратят на оформление таможенных документов на груз не более 5 часов, стоимость процедуры в среднем не превышает $36. В России на это уходит 43 часа и $500. Услуги таможенного контроля обходятся российским экспортерам в среднем в $1125, лидеру рейтинга — Сингапуру — в $335.

По мнению Игоря Шувалова, 51-е место нашей страны в рейтинге объяснятся плохими показателями как раз из-за таможенников.

Однако и в сфере недвижимости ситуация не менее удручающая: по показателю «получение разрешения на строительство» Россия занимает 119-е место (на два пункта хуже, чем в прошлогоднем рейтинге). Исследование строится на примерах получения разрешения на строительство склада: в Москве для этого нужно пройти 19 процедур, которые в среднем занимают 244 дня. В странах ОЭСР — 12,4 процедуры и 152,1 дня.

Из тех показателей Doing Business, где России удалось достичь успехов, можно выделить простоту регистрации юридических лиц (8-е место), а также 5-е место по «обеспечению исполнения контрактов», который, по сути, фиксирует эффективность арбитражных разбирательств. Так, в Москве в среднем для разрешения спора в суде требуется 310 дней, судебные издержки и услуги адвоката составляют 15% от суммы иска, и индекс качества систем судопроизводства (структура судебной системы и судебных процедур, эффективность рассмотрения судебных дел, уровень автоматизации работы судебных органов, альтернативные методы разрешения споров) — 12,5. В странах ОЭСР — 538,3 дня, 21,1% от суммы иска, индекс качества систем судопроизводства — 11.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир