Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Общество
Адвокат подтвердил арест счетов экс-замминистра обороны РФ Иванова
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Школы обязали заняться проблемами подросткового суицида

В методических рекомендациях Минобрнауки отмечается, что школам не хватает профессиональных психологов и суицидологов
0
Школы обязали заняться проблемами подросткового суицида
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Школам рекомендовано больше внимания уделять проблеме подросткового суицида: проводить ежегодный мониторинг, чтобы выявить тех, кто относится к группе риска, организовать курсы по подготовке подростков-волонтеров, которые будут распространять среди сверстников позитивные взгляды на жизнь, а также использовать арома- и светотерапию для восстановления эмоционального равновесия несовершеннолетних. Такие рекомендации содержатся в методических пособиях по профилактике суицидального поведения детей и подростков, которые Минобрнауки направило в школы регионов (копия документа в распоряжении «Известий»). По статистике, ежегодно сводят счеты с жизнью 1,5 тыс. российских детей и еще 4 тыс. совершают попытку самоубийства.

Ряд нерешенных вопросов

Как отмечают в Минобрнауки, ежегодный мониторинг профилактики суицидального поведения детей и подростков позволяет констатировать, что «в настоящее время в этой работе существует ряд нерешенных вопросов».

Один из самых главных вопросов — кадровый. В образовательных учреждениях наблюдается «дефицит психологов, социальных педагогов и детских сексологов», а также отсутствуют «специалисты-суицидологи», которые занимались бы ребенком после попытки парасуицида (причинение вреда собственному здоровью, не вызванное стремлением убить себя. — «Известия»).

Также, как отмечают специалисты Минобрнауки, никак не удается наладить конструктивный диалог между родителями, педагогами и учениками по теме профилактики и предотвращения самоубийств среди школьников. В частности, это связано с тем, что взрослые боятся обсуждать эту тему. Осложняет проведение профилактической работы с ребенком и отказ родителей от консультаций клинических психологов, психиатров и суицидологов.

На рост суицидальных мыслей среди подростков влияет и трудно ограничиваемый доступ несовершеннолетних к интернет-сайтам, содержащим «вредную и опасную для жизни несовершеннолетних информацию».

Помимо этого, на несовершеннолетних также влияет рост мобильной и интернет-зависимости, повышенная тревожность детей из-за учебы и «романтизация самоубийства в СМИ, на телевидении, в художественных произведениях, кинофильмах, музыкальных клипах».

Отметим, что, по данным мониторинга соцсетей «Лиги безопасного интернета», начиная с конца ноября прошлого года ряд сообществ в соцсетях начали активно размещать сообщения, связанные с темой суицида. В сообществах распространяются видеозаписи различных самоубийств, психоделический контент, подробно описываются способы самоубийств, муссируются громкие истории подростковых суицидов. Число подписчиков сообществ составляет от 1,5 тыс. до 11 тыс. человек. В группы беспрепятственно может вступить любой желающий.

Cенатор Елена Мизулина уже направила запросы в МВД и Генпрокуратуру с просьбой разобраться с деятельностью многочисленных групп в соцсетях, пропагандирующих суицид.

Трудные дети

По статистике, за последние годы количество детских суицидов выросло в России более чем на 35%. Россия — лидер в Европе по числу самоубийств среди подростков. Ежегодно сводят счеты с жизнью 1,5 тыс. российских детей и еще 4 тыс. совершают попытку самоубийства.

По последним данным Росстата, смертность детского населения от самоубийств в 2014 года составила 100 тыс. человек 1,3 в возрастной группе от 10 до 14 и 5,9 — в возрастной группе от 15 до 19 лет.

На основе анализа проблематики суицидального поведения подростков Минобрнауки приходит к выводу, что основными мотивами, которые толкают несовершеннолетних на самоубийство, становятся неуспешность в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями и другие школьные факторы, негативно влияющие на психику ребенка.

В так называемую группу риска, требующую особое внимание со стороны педагогов и психологов, входят школьники в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы), дети с социально-педагогической запущенностью и отклоняющимся от норм поведением, дети из неблагополучных семей, дети с особыми образовательными потребностями, группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта и дети из семей беженцев и переселенцев.

В рекомендациях указывается, что отделам дополнительного и общего образования, отделам опеки и попечительства и учреждениям дополнительного образования детей необходимо организовывать и проводить ежегодный мониторинг, «направленный на выявление случаев жестокого обращения с несовершеннолетними и уровня буллинга в детско-подростковой среде; открытие для подростков, вынужденных покинуть семью, социальных гостиниц; организация работы детского телефона доверия».

— По статистике (данные по Москве), в группу риска входят подростки от 15 до 17 лет, причем и мальчики, и девочки одинаково подвержены суицидальным настроениям в этот период. В этом возрасте у подростков возникает проблема идентичности. Несовершеннолетние пытаются найти ответы на вопросы, «кто я», «что я», «как я вижу себя» и «как я вижу других», «как я вижу себя в дальнейшем». В этом плане у нас большой пробел, потому что подростки очень плохо видят себя и не представляют свое будущее, — рассказывает старший научный сотрудник отдела суицидологии ФГБУ «Московский НИИ психиатрии Минздрава РФ» Геннадий Банников. — Можно охарактеризовать три основные группы риска подростков, склонных к суицидальным направлениям, у каждой из этих групп будут свои причины для мыслей о суициде. К первой относятся подростки, которые уже попадают в коллектив с эмоционально нестабильным характером и, соответственно, на любую ситуацию реагируют острее, чем другие. И в этом случае мотив для самоубийства может быть любым — как неразделенная любовь, так и конфликты в семье или со сверстниками.

Во вторую группу, по словам Банникова, входят подростки, пребывающие в затяжном депрессивном состоянии, которое не замечают окружающие. К третьей относятся инфантильные подростки, которые попадают в трудную жизненную ситуацию и оказываются к ней не готовы. В частности, их поступками может двигать мотив избежания наказания и ухода от ответственности.

— Профилактика суицидального поведения подростков должна быть на всех уровнях. Первичная профилактика затрагивает образование педагогов, чтобы они понимали, что такое депрессия и как ее распознать у подростка. Педагоги — первые, кто может это заметить и донести до психологов или родителей. Бывает, что ребенок веселый-веселый, а потом наступает депрессия и затяжное плохое настроение. Объясняют это возрастным кризисом, а на деле проблема гораздо серьезнее, просто никто не хочет разбираться, — говорит он. — Необходимо работать и с родителями, чтобы они могли распознать депрессивное состояние и понимали, как помочь ребенку, потому что очень часто именно их невежество в этом вопросе становится проблемой. Они не дают согласие на психологическое сопровождение детей даже при явных суицидальных замыслах ребенка. Это тотальная проблема, особенно в школах Москвы. Также бывает, что часто даже после суицидальной попытки со стороны ребенка родители забирают его из стационара, даже не показывая там специалистам — психологам и суицидологам. Затем отправляют в школу, и вскоре ребенок может совершить очередную попытку свести счеты с жизнью.

Подростки-лидеры и инновационные технологии

В рекомендациях отмечается, что «в настоящее время в целях профилактики суицидальных намерений подростков специалисты образовательных организаций проводят различные профилактические занятия и тренинги в школьных коллективах, направленные на: повышение уровня групповой сплоченности в школе; создание общих школьных программ психологического здоровья, здоровой среды в школе; привитие существующих в обществе социальных норм поведения; формирование детского милосердия; развитие ценностных отношений в социуме; снятие стрессового состояния; обучение подростков проблемно-разрешающему поведению и др.»

При этом Минобрнауки настаивает на необходимости применения принципиально иного профилактического подхода «Равный-равному», «суть которого состоит в подготовке волонтеров из числа обучающихся образовательных организаций, способных своими силами вести пропаганду, направленную на снижение уровня суицидального риска в подростковой среде». Программа предполагает, что подростки-инструкторы, прошедшие специальную подготовку, будут распространять среди сверстников позитивные взгляды и убеждения и станут для сверстников источником положительного влияния.

В профилактической работе Минобрнауки предлагает использовать и инновационные технологии. Например, обустроить сенсорные комнаты в школах, где специалисты с помощью свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии смогут восстановить эмоциональное равновесие подростка и помочь ему справиться с возникшими проблемами. Еще одним вариантом профилактической работы с учащимися может стать создание специальных школьных служб примирения (ШСП) для разрешения конфликтных ситуаций в организациях и обучения школьников самостоятельному урегулированию конфликтов.

Ведомство обращает внимание на роль педагогов в выявлении подростков, склонных к суициду. Так, в рекомендациях подчеркивается, что «педагог должен отчетливо представлять признаки эмоциональных нарушений, которые являются значимыми факторами риска суицидального поведения». К ним относятся потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение нескольких дней, необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, нарушение внимания со снижением качества учебы, уход от контактов, превращение в человека-одиночку. Кроме того, педагог должен разбираться в признаках высокой вероятности суицида: «открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством, косвенные намеки на возможность суицидальных действий, частые разговоры о самоубийствах, разговоры о собственных похоронах и др.».

Минобрнауки подчеркивает и необходимость профилактической работы с родителями. «Важным фактором эффективных детско-родительских отношений, особенно в ситуации взаимодействия с детьми группы суицидального риска, является гуманистический стиль общения — безоценочное принятие подростка, ровное, терпеливое отношение к нему», — говорится в рекомендациях. С родителями предлагается проводить тренинги на добровольной основе — весь комплекс упражнений ориентирован на формирование стрессоустойчивости, жизнестойкости и эмоционального равновесия родителей при общении с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Педагогам рекомендовано проводить консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции.

Глава всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков отметил, что проблема подростковой суицидальности носит общемировой характер.

— К сожалению, нет единых рецептов, как справиться с этой проблемой. Однако есть несколько подходов, которые на практике доказали, что способны снизить число самоубийств среди несовершеннолетних. Во-первых, подростков необходимо занять конкретной реальной деятельностью, чтобы отвлечь от внутреннего мира переживаний. Для этого нужно организовать творческие кружки и мастерские для занятий музыкой, художественного творчества, конструирования. Это делают во всем мире, — отметил Комков. — И, несомненно, большое значение имеют квалифицированные психологи с соответствующей подготовкой и опытом. Их первоочередная задача даже не столько в понимании возникшей проблемы у подростков, а именно в умении найти корень проблемы. Ведь истинная причина желания свести счеты с жизнью зачастую кроется не в самом подростке, а в семейной обстановке или в отношениях со сверстниками.

По мнению Комкова, волонтеры, пропагандирующие позитивный взгляд на жизнь, не только не способны помочь снизить число суицидов, но и, напротив, могут стать причиной роста самоубийств.

— Здесь есть очень опасный момент. Порой под видом волонтеров могут скрываться авантюристы и псевдорелигиозные деятели, которые занимаются психологической обработкой молодежи. Они могут своими действиями и убеждениями, напротив, способствовать распространению суицидальных настроений, — предупредил он. — Что касается арома- и светотерапии для восстановления эмоционального баланса школьников, то это можно рассматривать только как дополнительную профилактическую меру.

В СМИ постоянно появляются сообщения о подростковых самоубийствах. Так, в декабре 2015 года в Рязани 12-летняя девочка покончила жизнь самоубийством. По неофициальной информации, школьница-отличница накануне получила плохую оценку и после жесткого разговора с родителями решила покончить с собой.  В октябре в Нижегородской области произошло сразу два подростковых самоубийства.

Комментарии
Прямой эфир