Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
В России могут расширить возможности оформления ДТП без ГИБДД
Общество
Путин призвал создавать максимально комфортные условия для многодетных семей в РФ
Мир
В канцелярии Орбана не поддержали автопродление санкций ЕС против России
Мир
В Великобритании ввели «красный» уровень опасности из-за шторма «Эовин»
Мир
Путин призвал создавать условия для переезда в Россию зарубежных специалистов
Армия
ВС России серией ударов FPV-дронов уничтожили украинский танк Т-64 в ДНР
Мир
Захарова назвала интервенцию НАТО на Украину угрозой неконтролируемой эскалации
Общество
Путин поручил проверить работу Минстроя и главы Оренбуржья по борьбе с паводками
Мир
Генсек НАТО заявил об оплате Европой новых поставок оружия США для Украины
Политика
В Госдуме выразили уверенность в продолжении поставок оружия Украине НАТО
Мир
Команда Трампа может приостановить финансирование исследований вирусов
Происшествия
В подмосковном Клину загорелся склад на площади 10 тыс. кв. м
Общество
Пожар на складе в Клину локализовали на площади 5 тыс. кв. м
Мир
ЦИК Белоруссии заявил об отсутствии сообщений о нарушениях на досрочном голосовании
Мир
В Финляндии сообщили о начале строительства хранилищ для горячей воды ради экономии
Армия
Военные РФ FPV-дроном уничтожили станцию связи ВСУ на покровском направлении
Общество
В Москве пресекли деятельность организаторов сбыта контрафактных лекарств

Роскосмос не будет строить свой «Фалькон»

Проект по созданию возвращаемой первой ступени исключен из Федеральной космической программы
0
Роскосмос не будет строить свой «Фалькон»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Дубровин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Роскосмос решил не продолжать разработку перспективного ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью. Из проекта Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы, направленного на согласование в министерства (копия есть в «Известиях»), исключена опытно-конструкторская работа под шифром ЛЭК-ВРБ по созданию многоразовой первой ступени. В более раннем, докризисном варианте ФКП на эту работу планировалось направить 12,5 млрд рублей. Стартовую инфраструктуру для возвращаемой первой ступени планировали строить за счет средств ФЦП «Развитие российских космодромов на период 2016–2025 годов».

Многоразовые первые ступени ракет начинали разрабатывать в Центре Хруничева — компания представляла макеты перспективных первых ступеней с крыльями на нескольких авиакосмических салонах в Жуковском. Одна из предложенных «Хруничевым» разработок называлась многоразовая ракетно-космическая система (МРКС). В 2011 году Роскосмос решил заказать эскизное проектирование такой системы, выделив на проект 250 млн рублей. 

В 2013 году в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ) по заказу «Хруничева» проводились исследования посадочных характеристик возвращаемого крылатого блока МРКС, выполненного в виде макета. Пресс-службой ЦАГИ тогда был опубликован облик аэродинамического макета, проходившего испытания. Многим он напомнил знаменитые космические челноки Space Shuttle и «Буран».

Материалы проектирования МРКС планировалось использовать в рамках ЛЭК-ВРБ, но в ходе последнего сокращения бюджета ФКП (с 2 трлн до 1,4 трлн рублей) этот проект из программы вычеркнули. Как пояснил «Известиям» источник в научно-техническом совете Роскосмоса, исключение ЛЭК-ВРБ из итогового проекта ФКП не вызвало особых дискуссий в космическом агентстве, поскольку речь идет о разработке комплекса на довольно отдаленную перспективу и с уверенностью сказать сегодня, понадобится ли такая система в будущем, пока сложно.

Использование многоразовой первой ступени ракеты сейчас стало популярной темой благодаря опытам Илона Маска, создателя компании SpaceX, по осуществлению посадки первой ступени ракеты Falcon 9. Концепция Маска не похожа на ту, которую продвигает «Хруничев»: Falcon не раскрывает крылья, превращаясь в самолет, а приземляется вертикально на стойки. В декабре прошлого года первая ступень Falcon 9 впервые села без повреждений — и это был первый успешный опыт такого рода в истории. Однако эксперты по-прежнему оценивают перспективы повторного использования ступеней ракет с изрядной долей скепсиса, поскольку экономическая выгода такой схемы работы ракетного комплекса пока неочевидна.

— Создание многоразовой первой ступени сегодня не имеет абсолютно никакого экономического смысла, — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Использование систем посадки снижает грузоподъемность Falcon 9 не менее чем на 30%. Еще можно подсчитать затраты на создание, испытание и эксплуатацию многоразовой ступени — с дефектацией и переборкой двигателей после каждого полета. Сложно сказать, удается ли что-то в результате сэкономить, но если при этом снижается надежность ракеты, что весьма вероятно, то такая экономия никому не нужна.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир