Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Скоро станет не до смеха

0
Скоро станет не до смеха
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С 2016 года в российских медицинских вузах отменяется интернатура. С переходом на новый образовательный стандарт выпускники смогут устраиваться на работу сразу после получения диплома и нарабатывать необходимый опыт в «полевых условиях».

Планируется, что таким образом Минздрав решит проблему дефицита кадров в поликлиниках и центральных районных больницах — молодых специалистов будут брать только в эти учреждения. Несмотря на то что в ведомстве обещают контролировать новоиспеченных докторов, многих волнует вопрос, смогут ли они оказать качественную помощь. И не покажутся ли приключения киношных интернов безобидными шалостями по сравнению с врачебной практикой вчерашних студентов.

Теория довлеет над практикой

До недавнего времени интернатура была обязательной формой последипломного профессионального образования. От ее прохождения освобождались только те выпускники, кто поступал в клиническую ординатуру или аспирантуру. Все остальные обязаны были год отработать в государственном медицинском учреждении по индивидуальному плану, составленному для каждого интерна. За этот год они набирались практических знаний. Ведь не секрет, что в отечественной системе высшего образования всегда существовал перекос в сторону теоретических дисциплин. Поэтому выпускник и даже интерн — это еще далеко не врач. Врачом он становился только после окончания двухгодичной ординатуры.

В 2003 году Россия подписала Болонскую конвенцию, после чего в нашей стране началась масштабная реформа системы высшего образования — все вузы перешли на двухуровневую программу: бакалавриат и магистратура. И, с этой точки зрения, отмена интернатуры представляется логичным компонентом введения новых образовательных стандартов: человек, завершивший высшее образование, вправе быть допущенным к профессиональной деятельности. Отмена интернатуры коснется только педиатров, стоматологов, врачей лечебного дела, гигиенистов, эпидемиологов и фармацевтов. После окончания бакалавриата выпускники, защитившие диплом по этим специальностям, могут остаться работать в первичном звене — районной поликлинике или центральной районной больнице — или, отработав там положенное время, продолжить свое образование в ординатуре.

Подобная система существует во многих западных странах. В Испании и Италии вообще нет интернатуры, и это никак не сказывается на квалификации врачей. В нашей стране непременным условием отмены интернатуры должно стать усиление практической части программы. Необходимые для работы клинические навыки выпускники должны получить в вузе. «Но для этого есть ряд препятствий, — отмечает Андрей Яременко, проректор по учебной работе Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова. — Сегодня нет механизма допуска преподавателя вуза к оказанию медицинской помощи и соответственно к наставничеству, так же как и нет механизма участия студента в оказании медицинской помощи. Потому что ни обучающийся, ни преподаватель не являются субъектами в системе ОМС».

Нет интернов — нет врачей

Институт наставничества — одно из главных достижений советской образовательной системы. «Раньше мы — работники скорой помощи — с нетерпением ждали, когда к нам придут интерны, — вспоминает Дмитрий Беляков, председатель профсоюза «Фельдшер.ру». — Благодаря им все бригады были укомплектованы: один врач и два фельдшера, в роли которых нередко были интерны. А ребята за год работы на скорой получали обширную практику». Многие студенты еще во время учебы устраивались в стационары медсестрами и медбратьями. Во время их ночных дежурств остальные врачи могли спокойно спать, настолько высокой была квалификация у молодых медиков.

По новым нормативам Минздрава, студенты не имеют права на подобные подработки. Теперь трудоустроиться они могут, только получив диплом. Тогда же и принимают боевое крещение. Разумеется, под руководством более опытных коллег. Но эксперты уверяют, что уровень подготовки выпускников медвузов оставляет желать лучшего, а наставничества как такового сегодня нет. У тех врачей, кто пережил реформу здравоохранения, своей работы хоть отбавляй.

Да и сама медицинская отрасль тоже пострадала из-за того, что студентам запретили работать в медучреждениях. Во многих стационарах хронический некомплект среднего медицинского персонала. Но сильнее всего запрет Минздрава ударил по службе скорой помощи. «Нет студентов — нет интернов, нет интернов — нет врачей», — вывел формулу Алексей Бойков, главврач станции скорой помощи Санкт-Петербурга. По действующим нормативам, принимать студентов теперь можно только на должность «медсестра по приему вызовов». А работа «девочкой на телефоне» будущих врачей, понятное дело, не прельщает.

Узаконить стажеров и вернуть студентов в ОМС

Как это нередко у нас бывает, требования одного ведомства — Минздрава идут вразрез с нормативами другого — Минобрнауки. Вроде все заинтересованы в том, чтобы в амбулаторное звено пришла «свежая кровь» и при этом молодые врачи были достаточно компетентными, но добиться этого в нынешних условиях сложно. «Выходом из сложившейся ситуации может быть расширение понятия «врач-стажер», чтобы на эти должности в медицинские организации принимали врачей, не имеющих стажа по специальности, — полагает Андрей Яременко. — Кроме того, необходимо законодательно упорядочить допуск преподавателя к оказанию медицинской помощи и вернуть студентов в структуру ОМС».

Пока эти и другие предложения находятся в стадии обсуждения, многие медицинские вузы меняют учебную программу, чтобы без интернатуры как можно лучше подготовить своих выпускников. Например, вводят сдачу дополнительных дисциплин — зачета по практическим навыкам у постели больного, ужесточают критерии контроля для промежуточной аттестации, максимально адаптируют обучение на последнем курсе к началу практической деятельности в качестве врача общей практики. Те, кому позволяет финансирование, — увеличивают в вузе парк симуляторов и даже вводят экзамен на симуляторах в структуру ГИА.

Аккредитация — раз в 5 лет

Новая программа Минздрава, рассчитанная до 2018 года, кстати, тоже предполагает внедрение системы подтверждения аккредитации медиков. И первопроходцами на этом пути станут как раз выпускники. В 2016 году они первыми отправятся в симуляционные центры, где смогут отработать полученные в вузах навыки. В стране уже открыто около 70 продвинутых центров, оснащенных манекенами и компьютерами с соответствующими программами.

Подтверждать свою квалификацию в таких центрах смогут и врачи, и средний медперсонал. А в будущем всем док­торам придется раз в 5 лет проходить аккредитацию. С введением новой системы профпригодности практиковать по специальности, на которую у врача нет разрешения, будет строго запрещено. И, наоборот, после обучения и получения соответствующей аккредитации врач сможет начать работать по новой специальности.

Ординатуру, обещают в Минздраве, тоже сохранят. Ее, по новым образовательным стандартам, планируется сделать специальной формой последипломного образования. Именно в ординатуре доктор сможет получить узкую специализацию — к примеру, кардиохирурга или невролога. Но, прежде чем поступить в ординатуру, молодой специалист должен отработать три года в медицинском учреждении. И только после этого, набравшись практического опыта, он сможет продолжить свое обучение и стать высококлассным врачом.

Мнение

Николай Мазур, заведующий кафедрой кардиологии Российской медицинской академии последипломного образования

В том, что с 2016 года отменят интернатуру, не вижу ничего страшного. Студент, отучившийся по программе бакалавриата, идет работать в первичное звено. Такая система действует во многих странах с единственной оговоркой — за рубежом в ординатуру поступает около трети врачей, получивших степень бакалавра. В медицинских университетах идет огромный отсев. Остаются самые способные, талантливые. Для того чтобы стать узким специалистом, каждый из них учится 8–12 лет. У нас же есть негласное положение — если человек поступил в мединститут, через 6 лет ему выдают диплом. Отчислить никого нельзя, замучаешься объяснительные в деканате писать и оправдываться. Особенно если под угрозой отчисления студент платного отделения. Потому и зарубежный стандарт у нас не работает, и российские дипломы никто в мире не признает. Убежден, нужно менять не только стандарт, но и сам подход к процессу образования. Пока в вузах и учреждениях последипломного образования все работают по принципу — лучше согласиться с самыми нелепыми и противоречивыми требованиями чиновников из Минздрава, чем бороться и отстаивать свое мнение. И это очень сильно отражается на качестве подготовки врачей.

Комментарии
Прямой эфир