Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Посещаемость цирковых представлений снизилась в два раза

Мобильные цирки шапито скоро могут исчезнуть в России, констатировала Счетная палата
0
Посещаемость цирковых представлений снизилась в два раза
Фото: архив ИЗВЕСТИЙ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На фоне роста интереса россиян к зоотематике (например, истории тигра Амура и козла Тимура) посещаемость цирковых представлений упала в два раза. Об этом указывает Счетная палата в отчете о проверке обоснованности использования федеральных средств и реализации мероприятий Концепции развития циркового дела (есть у «Известий»).

«Число зрителей в 2014 году сократилось по сравнению с 2012 годом в два раза — с 10 млн до 5 млн человек», — отмечается в документе.

Не обеспечивается и доступность циркового продукта. Проверка показала, что в 43 регионах государственные стационарные цирки отсутствуют, а из 28 передвижных филиалов Росгосцирка в форме шапито, зверинцев и коллективов «Цирк на сцене» в проверяемый период действовало всего 10. При этом передвижными из них фактически были только пять, из которых три коллектива «Цирк на сцене» с 2015 года вообще не работают. В долгосрочной перспективе это может привести к фактической утрате государственных мобильных цирков в России, констатировала Счетная палата.

При этом на финансовое обеспечение цирковой деятельности в последние 3 года было направлено почти 7 млрд рублей, отмечают аудиторы. При этом бухгалтерия ведется довольно халатно. Например, на создание 189 цирковых произведений за счет бюджета Росгосцирк израсходовал более 114 млн рублей. Однако созданные за госсчет цирковые номера как самостоятельные объекты интеллектуальной собственности не оформлялись и в бухгалтерском учете Росгосцирка не отражались.

— Таким образом, — рассказала «Известиям» глава Счетной палаты Татьяна Голикова, — созданные произведения, в том числе за счет бюджетных средств, фактически не защищены авторским правом и могут использоваться на любых цирковых площадках, в том числе за рубежом без согласования с Росгосцирком.

Кроме того, организацией не осуществлена государственная регистрация права в отношении каждого четвертого объекта собственности (14 земельных участков из 60, 18 объектов недвижимости из 158). А строительство цирка в Пензе вообще пришлось приостановить: выяснилось, что документация на строительство не прошла государственную экспертизу.

В результате под угрозой оказалось выполнение Концепции развития циркового дела, которая подразумевает, что отрасль выйдет на самоокупаемость к 2020 году. К тому же у Росгосцирка нет плана преобразований, отмечают аудиторы.

— Заявляя самоокупаемость к 2020 году, нужно уже сейчас четко понимать, какая организационно-правовая форма будет у цирка. К сожалению, пока получается, что цель есть, а ответа на вопрос, как ее достичь, нет, — заключает Татьяна Голикова.

Федеральное казенное предприятие «Российская государственная цирковая компания» (Росгосцирк) создана в 1995 году, объединяет около 70 государственных предприятий этой отрасли, в том числе 42 стационарных цирка. В компании 6 тыс. сотрудников, из которых 3 тыс. цирковых артистов работают с 2 тыс. животных 140 видов. В 2014 году в организации сменился руководитель — новым генеральным директором стал бывший директор Агентства по управлению имуществом ЦАО Москвы Вадим Гаглоев.

В самом Росгосцирке объясняют выявленные недостатки просчетами старого руководства.

— Сейчас мы действительно вынуждены исправлять многие ошибки, допущенные старым руководством, — говорит пресс-секретарь Росгосцирка Анна Чалбышева. — А что касается снижения посещаемости представлений, это во много связано с ремонтом ряда цирковых объектов. Мы уверены, что по итогам текущего года ситуация выравняется.

У цирковых артистов оценки деятельности Росгосцирка отличаются.

— Это наихудшее руководство, которое когда-либо занималось цирком, дело действительно идет к полному развалу цирка, — уверен председатель Гильдии артистов циркового искусства, народный артист России Юрий Кукес. — В отчете Счетной палаты, увы, не указано главное: многие артисты месяцами не получают зарплату. По жалобам ряда артистов не так давно была инициирована проверка трудовой инспекции. Насколько мне известно, сейчас Роструд планирует передавать дело о невыплате зарплат в суд.

— Я совершенно с этим не согласен, — говорит председатель Союза цирковых деятелей, народный артист РСФСР Эмиль Кио. — Наоборот, благодаря руководству Росгосцирка возрождаются цирковые традиции, интерес к цирку восстанавливается, руководство действительно активно пытается привлечь публику, кроме того, идет масштабная реконструкция зданий, артисты получают прекрасные гримерные. 

В октябре из Росгосцирка из-за несогласия с политикой руководства уволились дрессировщики Мстислав Запашный-младший, Сергей Нестеров, Наталья Майхровская, Василий Тимченко и др. В частности, руководители номеров и аттракционов были недовольны тем, что без согласования с ними были уволены артисты из их коллективов, а также тем, что они не могли принимать участие в престижных международных фестивалях, так как руководство Росгосцирка запрашивало с зарубежных коллег за их выступления «неадекватно завышенную плату».

В свою очередь, Росгосцирк подал на Мстислава Запашного и Сергея Нестерова в суд. По словам гендиректора компании, два ведущих династийных коллектива задолжали Росгосцирку около 18 млн рублей.

29 октября стало известно, что председатель правления Союза цирковых деятелей РФ, представитель знаменитой династии иллюзионистов Эмиль Кио в письме министру культуры Владимиру Мединскому раскритиковал позицию Эдгарда Запашного в скандале вокруг Росгосцирка и просит снять его с должности директора Большого Московского цирка (БМГЦ). По мнению Кио, коллегия Минкультуры должна обсудить соответствие Запашного занимаемой должности, а также вопрос возвращения БМГЦ в систему Росгосцирка.

После этого Эдгард Запашный заявил, что покинет Союз цирковых деятелей (СЦД).

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...