Российские дороги заняли 123-е место в мировом рейтинге
Российские бизнесмены стали чуть лучше оценивать качество отечественных дорог, свидетельствуют данные последнего Глобального рейтинга конкурентоспособности Global Competitiveness Report 2015–2016. Рейтинг высчитывает швейцарская неправительственная организация Всемирный экономический форум (ВЭФ), в расчет включают 140 стран мира. По данным специалистов ВЭФ, за последний год по качеству дорог — одна из многих составляющих общего индекса конкурентоспособности — Россия поднялась на одну строчку, а с 2012-го — со 136-го места на 123-е.
Как и кто считал
В общем рейтинге конкурентоспособности Россия с прошлого года поднялась на восемь позиций, до 45-го места из 144 рассматриваемых стран, именно об этом результате сообщалось осенью. В рейтинге Global Competitiveness Index страны ранжируются с 2004 года по разным категориям (макроэкономической атмосфере, инновациям, повышению квалификации работников, качеству образования и пр.), но качество дорог появилось в методологии с 2008 года. В том году Россия заняла 104-е место по качеству дорог — наилучшую за всю историю этого рейтинга (в генеральном рейтинге по конкурентоспособности — 51 место); тогда данные собирались по 131 стране.
С тех пор Россия начала терять дорожные позиции (см. график) — сначала в 2009 опустившись до 118-го места, затем — до 125-го (2010), 130-го (2011) и 136-го в 2012 и 2013 годах. Наибольший скачок в улучшении их качества заметен за последние 3 года — в рейтинге за 2014 год Россия заняла 124-ю позицию.
Общий рейтинг конкурентоспособности составлялся на основе 111 критериев, объединенных в 12 групп (институты, инфраструктура, технологическое развитие и др.). Итоговый показатель формируется сначала в баллах по семибалльной шкале (у России он 4,4), затем страны ранжируются. В 2015 году в седьмой раз подряд рейтинг возглавила Швейцария (5,8), в тройку лидеров вошли Сингапур (5,7) и США (5,6). Методология не самая сложная: критерии рассчитываются двумя способами — либо на основе статистических данных, либо на основе опросов представителей бизнеса. Критерий качества дорог составляли именно на основе опросов.
Каждого из бизнесменов спрашивали: «Как бы вы оценили качество дорог в своей стране?» и давали оценить качество по шкале от 1 до 7, где 1 — «крайне неразвито/одно из худших в мире», а 7 — «обширно и эффективно/одно из лучших в мире». Всего с января по июнь 2015 года в мире было опрошено 11 тыс. бизнесменов из крупных компаний, из них в России — 300, сообщили «Известиям» в московской фирме Strategy Partners Group, которая выполняла российскую часть исследования (по данным базы «Спарк», ее крупнейшим владельцем является президент компании Александр Идрисов, достаточно опытный инвестконсультант).
Российские респонденты относительно дорог сошлись на оценке 2,7 (средний балл публикуется в отчетах с 2012 года, тогда он был равен 2,3, в 2013-м — 2,5, в 2014 — 2,7). Для сравнения, украинские бизнесмены в среднем оценили в 2015 году свои дороги на 2,4 (132-е место), казахстанские — 3,1 (107 место), американские — 5,7 (14-е). Впрочем, россияне не самого худшего мнения о своих дорогах — наихудшие дороги, по мнению местных бизнесменов, в Гвинее (1,9), а лучше всех в мире оценивают свои дороги жители ОАЭ (6,6). Стоит отметить, что по качеству железных дорог показатели у России заметно лучше — 24-е место по миру со средним баллом 4,3.
Эксперты настаивают на большей прозрачности дорожных расходов
Несмотря на низкие оценки качества дорог бизнесом, в целом доля удовлетворенных качеством дорог россиян в прошлом году достигала 50% — но это по данным опроса Центра стратегических исследований «Росгосстраха» за 2014 год. По данным «Росгосстраха» (опрашивал автолюбителей и людей на улицах), с 2008 года доля возросла всего на 6%, и по большей части такая довольно слабая динамика связана с недостатком финансирования, отмечает первый зампред комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов.
По мнению директора Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики НИИ ВШЭ Павла Козлова, одной из проблем российской дорожной инфраструктуры является большое количество источников финансирования и их непрозрачное распределение.
— Во многих странах мира все дорожные выплаты включаются в цену на топливо. Это довольно прозрачный метод: сколько наездил, столько и плати. А у нас, к сожалению, всё более запутанно. И в топливе у нас акцизы, и есть транспортный налог. Плюс у нас развивается сеть платных дорог, эти деньги тоже частично должны пойти на обслуживание дорог, то есть в плату за проезд заложены траты на поддержание состояния платных участков, — говорит Козлов. — Федеральные дороги, помимо Росавтодора, обслуживают еще компании, например «Дороги России», которые по географическому принципу поделили между собой дороги. А бюджет дорог более низкого уровня — республиканских, местных — формируются из соответствующих бюджетов. Их качество прежде всего зависит от местной администрации. Регионы между собой очень сильно отличаются.
Председатель центрального совета Межрегионального профсоюза водителей Александр Котов даже считает, что позиция России в дорожном рейтинге несколько завышена. Впрочем, по мнению Козлова, качество российских дорог в последние годы улучшается.
— Правильно будет сказать, что трассы потихонечку улучшаются. Во многих зарубежных странах я видел и хуже дороги, особенно местные, — отметил Козлов.
В Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) «Известиям» не представили своего мнения об всемирном рейтинге дорог, но сообщили, что в 2016 году объем финансирования Росавтодора вырастет на 28 млрд рублей (с 525 млрд до 553 млрд рублей, по закону о федеральном бюджете на 2016 год). По словам представителя ведомства Анастасии Максимовой, особый акцент в структуре бюджета ведомства будет сделан на оказание поддержки регионам: для этих целей выделено 130,2 млрд рублей. Приоритетными направлениями остаются ремонт и содержание федеральных дорог: на них предусмотрено 248,5 млрд рублей.
— На 2015 год в бюджете Росавтодора объем межбюджетных трансфертов субъектам РФ предусмотрен в размере 150 млрд рублей. На ремонт, капитальный ремонт и содержание федеральных дорог — 209 млрд рублей. На строительство и реконструкцию федеральных дорог — 97 млрд рублей. На проект Керченского транспортного перехода — 54 млрд рублей. На подготовку дорожной инфраструктуры к ЧМ по футболу 2018 года — 10 млрд рублей. То есть бюджет 2015 года составляет 525 млрд рублей, — сказали в Росавтодоре.
Зарплата в России зависит от продуктивности выше среднего по миру
При составлении рейтинга российских бизнесменов отдельно, не для формирования индексов, спрашивали об основных проблемах для бизнеса в стране. По их мнению, топ-3 проблем образуют коррупция, налоги и доступ к финансированию. Худший результат у России из всех опросных составляющих основного рейтинга конкурентоспособности — по такому аспекту, как «защита интеллектуальной собственности»: 3 балла из 7, 124-е место по миру.
Среди же «статистических» категорий хуже всего дела у России обстоят с «долей импорта в ВВП страны» — у России она достигает 23%, что равносильно 130-му месту по миру. По ВВП России, пересчитанный по паритету покупательской способности, Россия заняла 6-е место с $3,56 трлн. Среди же критериев, по которым проводились опросы, у России наилучший результат по «продуктивности работы и оплате труда». Средний балл по опросам достигает 4,6 (задавался вопрос «Насколько размер оплаты труда зависит от продуктивности работника?»), что ставит Россию на 25-е место в рейтинге стран этого раздела — последние годы позиция стабильна (24–25-е места).
В целом, пишут составители рейтинга, за год Россия «улучшила свои показатели по такому аспекту рыночной эффективности, как снижение торговых импортных пошлин», хотя «ухудшилось госфинансирование из-за валютного кризиса 2014 года».
— Улучшения были связаны с факторами эффективности рынка товаров и услуг, которые произошли благодаря снижению административных барьеров, — сообщил представитель Strategy Partners Group.