Туроператор «Трансаэро тур» закрылся
Туроператор «Трансаэро тур» прекратил свою работу. Бывшие сотрудники «Трансаэро тур» создали новую компанию — «Авиа тур клуб» — и открыли новые сайты. ООО «Трансаэро турс центр», по данным ЕГРЮЛ, принадлежит офшору с Британских Виргинских островов Skystream Corporation, который связывают с Александром Плешаковым, основным акционером разорившейся компании «Трансаэро». По словам одного из источников «Известий», «Трансаэро тур» задолжала «Трансаэро» и банкам свыше 200 млн рублей.
То, что теперь «Трансаэро тур» называется «Авиа тур клуб», корреспонденту «Известий» на прошлой неделе подтвердили в call-центре «Трансаэро тур». На этой неделе общий телефон организации перестал отвечать, а в среду вечером отключился и сайт компании, в четверг сайт вышел в онлайн, но телефон не заработал.
Одновременно запустились сайты «Авиа тур клуба» (aviatourclub.ru) и «Авиа тур центра» (aviatourcenter.ru). Согласно данным ЕГРЮЛ, одноименные компании были зарегистрированы 22 октября 2015 года, а дизайн сайтов прямо указывает на то, что это преемники «Трансаэро тур», похоже и начертание логотипа; внизу главной страницы сайта «Авиа тур центр» дизайнеры сайта забыли снять логотип «Трансаэро тур».
Гендиректором обеих компаний стала Юлия Игнатова (данные ЕГРЮЛ). Согласно открытым данным, ранее она работала руководителем департамента финансового управления и контроля «Трансаэро тур». При этом Игнатова является и совладельцем «Авиа тур центра», но «Авиа тур клубом» владеет, согласно ЕГРЮЛ, Владимир Лазарев. Он ранее занимал пост заместителя руководителя департамента персонала «Трансаэро». Гендиректор «Трансаэро тур» Элеонора Красовская отказалась от комментариев. Связаться с Игнатовой и Лазаревым не удалось.
Прекращение деятельности «Трансаэро тур» подтвердил и один из поставщиков услуг оператору. По словам источника в авиаотрасли, туроператор был исключен из системы взаиморасчетов с авиакомпаниями (BSP) 3 ноября. Впрочем, «Трансаэро тур» всё еще числится в списке туроператоров Ростуризма, а заявок на включение в этот список от «Авиа тур центр» или «Авиа тур клуб» не поступало.
— «Трансаэро тур» — это фактически дочерняя компания «Трансаэро», несмотря на то что юридически компании разведены, практически весь бизнес «Трансаэро тур» велся в интересах материнской компании, — говорит источник. — Теперь у них материнская компания прекратила основную деятельность. Бизнес у них закончился 31 октября, это был последний рабочий день. Видимо, оставшийся коллектив перешел на работу в «Авиа тур клуб» и «Авиа тур центр».
По его словам, прекращение деятельности «Трансаэро тур» может быть связано с тем, что руководство и собственники компании пытаются избежать финансовых претензий со стороны самой «Трансаэро» и любых других своих контрагентов. В частности, компания собеседника «Известий» собирается подать в суд на «Трансаэро тур» — оператор задолжал поставщику услуг более 10 млн рублей.
Как рассказал источник, близкий к «Трансаэро тур», компания задолжала самой «Трансаэро» около 260 млн рублей, а одному из банков — еще 40 млн рублей. Выручка ООО «Трансаэро турс центр», согласно данным базы СПАРК, за прошлый год составила 692,4 млн рублей, заявленная чистая прибыль — 7,4 млн рублей.
По мнению партнера юридической компании «Пепеляев групп» Юрия Воробьева, кредиторы «Трансаэро» теоретически могут взыскать средства и с новых компаний.
— Взыскать задолженность возможно только в том случае, если руководство «Трансаэро тур» вывело активы в «Авиа тур клуб» или «Авиа тур центр». Судебная практика по подобным поводам существует. Если суд признает вывод средств, деньги кредиторам будут возвращены, — отметил Воробьев.
При этом по словам директора ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, вывод активов из старой туркомпании в новую — распространенная практика.
— Главное, чтобы было что выводить. Согласно их заявленным финансовым показателям, рентабельность их бизнеса составляет только 1%. При этом, помимо туристической деятельности, «Трансаэро тур» также занималась грузоперевозками. Рентабельность в 1% — низкий показатель для туроператоров, а рентабельность грузоперевозчиков еще больше, чем в туризме. Так или иначе прибыль у компании есть, значит, теоретически они имели возможность вывести активы, — отметил Осауленко.
Согласно данным из картотеки арбитражных дел, крупных финансовых претензий у контрагентов к «Трансаэро тур» не было. В этом году к компании подано лишь два иска, только один из них с требованием вернуть 275 тыс. рублей. Исков о банкротстве к компании не подавали.
Компания «Трансаэро тур» была создана основателями «Трансаэро» Ольгой и Александром Плешаковыми в 1999 году. Согласно данным из Единого реестра туроператоров, компания «Трансаэро тур» имеет право оказывать услуги в области выездного, въездного и внутреннего туризма, а размер ее финансовой гарантии составляет 30 млн рублей. Основные туристические направления компании — Болгария, Мальдивы, Мексика, Таиланд, Турция и другие. В сентябре этого года 90% «Трансаэро турс центр», контролируемый Плешаковыми, перешли на баланс офшора Skystream Corporation, до этого они владели компанией напрямую.
В сентябре 2015 года из-за финансовых проблем (долги превышали 250 млрд рублей) компания перешла под контроль «Аэрофлота», 12 ноября «Аэрофлот» завершилась работа оперативного штаба, созданного для решения проблем «Трансаэро». Окончательно «Трансаэро» прекратила деятельность 26 октября этого года, после аннулирования Росавиацией ее сертификата эксплуатанта, кредиторы «Трансаэро» активно подают в суды (/news/597042).