Сбербанк первым начинает борьбу за активы «Трансаэро»
В среду 25 ноября судья арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Мирошниченко начинает рассматривать первое дело о банкротстве авиакомпании «Трансаэро», которое инициировал Сбербанк.
По оценкам экспертов, долг авиакомпании перед банком составляет около 6 млрд рублей. Сам факт того, что именно Сбербанк первый подал иск о банкротстве, позволит банку иметь некоторые преференции.
— Главное преимущество Сбербанка — это возможность рекомендовать суду кандидатуру «своего» внешнего управляющего. Он будет заниматься сбором информации об имуществе «Трансаэро», которое можно будет реализовать и вернуть свои деньги, — рассказывает «Известиям» адвокат по арбитражному праву Андрей Кузьмин. По словам юриста, впоследствии нельзя исключать, что именно Сбербанк сможет собрать пул из кредиторов, которые поддержат его кандидатуру арбитражного управляющего в процессе банкротства.
— А именно от арбитражного управляющего во многом зависит, что именно достанется кредиторам от имущества банкрота — говорит Кузьмин.
Юрист предполагает, что таким образом Сбербанк просто пытается оказаться в более выгодной позиции перед началом дележки активов «Троансаэро». Ведь кроме Сбербанка в числе банков-кредиторов есть и другие — Альфа-банк, ВТБ», Абсолют Банк, Новикомбанк, Газпромбанк, МКБ, «Международный финансовый клуб», банк БФА.
С начала сентября 2015 года, когда стало известно о финансовых проблемах перевозчика, в Арбитражный суд поступили десятки исков — от поставщиков, лизингодателей, заправочных компаний и банков. На сегодняшний день их сумма составляет 15,8 млрд рублей.
Около 4 млрд рублей составляют претензии лизингодателей, лидером с исками на 3,3 млрд рублей выступает группа ВТБ. Еще около 4 млрд требуют топливные компании, больше всех, 3,4 млрд рублей, — «РН-Аэро», «дочка» «Роснефти». Просроченная задолженность перед аэропортами — около 900 млн рублей, перед банками — 811 млн (в том числе 800 млн долг перед ВБРР, еще одной «дочкой» «Роснефти»). На прочих поставщиков приходится 1,2 млрд рублей.
Два иска подал и «Аэрофлот», который пытается в судебном порядке взыскать с «Трансаэро» более 8,6 млрд рублей за перевозку пассажиров. «Аэрофлот» перевез около 2 млн пассажиров «Трансаэро» за собственные средства. Также в суд на «Трансаэро» подало Ульяновское авиационное училище. По мнению юристов последнего, авиакомпания задолжала за тренажерную подготовку специалистов (сумма иска пока неизвестна). В октябре 2015 года диспетчерское ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» подала к «Трансаэро» более десяти исков на сумму более 735 млн рублей.
Общая же задолженность «Трансаэро» на конец первого полугодия 2015 года (тогда была представлена последняя финансовая отчетность по МСФО) равнялась 208 млрд рублей. Из них 79 млрд приходилось на банки, 71 млрд — на лизингодателей, 41 млрд — на различных поставщиков.
Официальных данных по задолженность компании нет, единственную примерную цифру — 250 млрд рублей, включая долг лизингодателям, — называл президент Сбербанка Герман Греф, но эта сумма, по всей видимости, — весь долг компании (источник «Известий» говорит, что в нее входят кредиты, которые выплачивать, скажем, через 8 лет), а не просроченный.
Собеседник «Известий», знакомый с ситуацией, не исключает, что Сбербанк будет предлагать кредиторам поддержать кандидатуру арбитражного управляющего Александра Бурдина, который 20 ноября 2015 года, по согласованию с банками-кредиторами, среди которых были и ВТБ, и Сбербанк, стал генеральным директором «Трансаэро». Ранее он занимал должность финансового директора и входил в правление авиакомпании.
Напомним, что именно «Аэрофлот», по решению «Росавиации», выполнял операционный контроль над авиакомпанией «Трансаэро», когда она оказалась не в состоянии обеспечивать свои полеты из-за тяжелой экономической ситуации.
Поэтому 7 сентября 2015 года руководителем «Трансаэро» был назначен заместитель гендиректора «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин. До 20 ноября 2015 года он выполнял в авиакомпании роль антикризисного управляющего.
Однако 23 октября в «Трансаэро» возник конфликт: совет директоров этой компании во главе с Ольгой Плешаковой назначил директором Валерия Зайцева, заместителя руководителя летного департамента компании «Трансаэро». Но в «Аэрорфлоте» это назначение не признали. В результате у перевозчика было сразу два гендиректора.
Тогда же появилась информация, что главный акционер авиакомпании «Сибирь» Владислав Филев планирует приобрести в «Трансаэро» 59%. Этот пакет акций Филев планировал использовать как часть уставного капитала для новой авиакомпании, которая должна была быть создана в рамках группы S7. Предполагалось, что возглавит новую авиакомпанию Валерий Зайцев. На новое юридическое лицо Филев планировал получить новое разрешение на полеты для авиакомпании, сертификат эксплуатанта.
Бывший гендиректор компании Ольга Плешакова сообщала, что ее супругу до сорвавшейся сделки с «Аэрофлотом» по продаже «Трансаэро» удалось консолидировать «чуть менее 60% акций» компании (для сделки ценой 1 рубль необходимо было собрать 75% плюс одна акция). В этот пакет акций, как знают собеседники «Известий», входят пакеты акций Плешаковой и Плешакова (18,39% и 18,23%), акции «Трансаэро-финансы» (13,01%, дочерняя компания «Трансаэро»), кипрской Start-up Investments Limited (6,48%) и акции матери Плешакова — главы Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной (3%).
26 октября 2015 года вступил в силу приказ Минтранса о лишении «Трансаэро» сертификата эксплуатанта, что означает полное прекращение полетов самолетов этой авиакомпании. А в начале ноября совладелец авиакомпании S7 Владислав Филев объявил, что никакой сделки не будет. Кроме того, по требованию «Росавиации» Валерий Зайцев не смог подтвердить свои полномочия в качестве гендиректора.
По данным Минтруда, по состоянию на 26 октября 2015 года (день отзыва сертификата эксплуатанта) численность персонала «Трансаэро» составляла 10 тыс. 712 человек. По информации профсоюза, большая часть сотрудников авиакомпании пока остается без работы.