Аудиторы проверят все инвестпроекты, финансируемые из ФНБ
Правительство намеревается сделать еще один шаг по ужесточению контроля за расходованием госсредств на крупные инвестпроекты — в частности, финансируемые из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Как следует из постановления правительства от 6 ноября, с 2016 года все инфраструктурные проекты с госучастием будут обязаны ежеквартально проходить независимый аудит. Эта процедура коснется и претендующих на получение госсредств проектов, и уже запущенных — со сметами выше 8 млрд рублей.
Ранее обязательный технологический и ценовой аудит (ТЦА) прописали с 2016 года только для проектов госкомпаний и естественных монополий (/news/587018) стоимостью от 3 млрд рублей — но эти нормы не касались многих проектов. По словам источника в Минстрое, с 2014 года уже действует постановление правительства от 2013 года № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с госучастием...», но оно лишь описало базовый порядок проведения аудита и не установило точные сроки запуска обязательного аудита. Теперь же под аудит с 2016 года попадают и частные фирмы, получающие средства от государства через федеральные целевые программы и из ФНБ.
Сейчас по федеральным целевым программам (ФЦП) проходят сотни проектов, по ФНБ — всего 11 на общую сумму 815 млрд рублей, окончательно утвержденных правительством в феврале 2015 года. Согласно постановлению, независимые аудиторы должны будут проверять проекты, соответствующие одновременно ряду критериев: 1) если проект инвестируется из ФЦП, адресной инвестпрограммы или ФНБ; 2) госинвестиции в нем составляют не менее 5% от общей стоимости проекта; 3) общая стоимость проекта от 8 млрд рублей. Обязательным условием рассмотрения проекта на получение субсидий от государства станет также предварительное проведение аудита претендующего на софинансирование проекта, сказано в постановлении.
Как говорится в ноябрьском постановлении, список всех проектов, подпадающих под новые правила аудита отчетности, должно будет в срок до 1 февраля 2016 года подготовить Минэкономразвития.
— В указанный перечень, к примеру, могут войти инвестиционные проекты по строительству стадионов, создаваемых в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году, строительству и реконструкции аэропорта Южный (Ростов-на-Дону), строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги (Московская область), — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития.
«Мониторинг крупных проектов осуществляется с целью минимизации возможных коррупционных проявлений и рисков при реализации таких проектов», — указывает правительство в постановлении. По словам источника в Минэкономразвития, вводимый аудит поможет избежать хищений из выделенных средств путем передачи заказов «своим» подрядчикам, завышающим сметы. Это очень актуально для проектов, финансируемых из ФНБ, — «по ним хищения регулярно находятся Счетной палатой», подчеркивает источник.
Счетная палата проводит проверки софинансируемых из ФНБ проектов раз в три месяца, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства. Временами служба находит нарушения при трате средств у получателей — к примеру, в августе 2015 года завышенные траты на содержание службы-застройщика нашли у проекта НОВАТЭКа «Ямал СПГ» (с 2005 до 2015 год на проект потратили 446,7 млрд рублей, из которых 75 млрд рублей составили средства ФНБ), тогда же были претензии и к использованию 60 млрд компанией РЖД для закупки локомотивов, а также строительство ЦКАД госкомпанией «Автодор».
Но у аудиторов СП и специалистов из независимых аудиторских фирм разные стандарты оценки проектов, они смотрят разные категории затрат, отметил член правления Национального объединения технологического и ценового аудита (НОТЦА) Борис Ярышевский. По его мнению, правительственные нововведения будут выгодны также и банкам, через которые правительство распределяет средства ФНБ.
— Поскольку нередко средства ФНБ инвестируются через банки, качественная работа аудиторов выгодна в первую очередь именно банкам для учета всех рисков по проектам, — продолжает Ярышевский. — Аудиторы хотя и действуют на средства получателя или заемщика субсидии, но работают на банки, поэтому их оценку можно считать независимой.
Кроме СП и банков контроль за средствами ФНБ могут косвенно вести и профильные для получателей средств ведомства, замечает директор Института стратегического анализа аудиторской фирмы ФБК Игорь Николаев. Он провел аналогию между новыми функциями Минэкономразвития и функционалом Счетной палаты.
Планируется дальнейшее формальное ужесточение правил использования средств ФНБ — Минфин на прошлой неделе опубликовал проект поправок в правила инвестирования средств ФНБ в инфраструктурные проекты. По ним компании должны будут указывать в паспорте инвестпроекта предельные сроки, в течение которых они должны получить и потратить деньги ФНБ. Если транши не будут потрачены в срок, она будет обязана вернуть средства.
На начало ноября 2015 года из ФНБ выделено свыше 300 млрд рублей: 100 млрд рублей — для РЖД, 28,1 млрд — на проекты РФПИ ( строительство сетей связи «Ростелекома» и внедрение новых приборов учета с «Россетями»), еще 75 млрд планировалось направить на две секции ЦКАД, 75 млрд рублей было выделено на «Ямал СПГ», $1,75 млрд на проект группы Сибур «Запнефтехим», 57,5 млрд руб. — «Росатому» на строительство АЭС в Финляндии. Всего, по данным Минфина, в ФНБ на начало ноября оставалось 4,7 трлн рублей.