Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Владимир Путин провел встречу с президентом Узбекистана в Москве
Мир
В конгрессе потребовали от Байдена объяснения задержкам поставок оружия Израилю
Мир
США в одностороннем порядке на год продлили санкции против Сирии
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Мир
Президент Северной Македонии признал поражение на президентских выборах
Мир
Американские конгрессмены проголосовали против отстранения спикера Джонсона
Мир
Начштаба обороны Британии признал тактические успехи российских сил на Украине
Мир
Президент Узбекистана отметил увеличение товарооборота республики с ЕАЭС
Мир
В ЦПВС сообщили о 10 нарушениях со стороны коалиции США в небе над Сирией
Происшествия
В оперштабе Краснодарского края сообщили об атаках ВСУ на нефтебазу под Анапой
Мир
Конгрессвумен Грин попыталась инициировать голосование по отставке Джонсона
Армия
Артиллеристы уничтожили расчеты БПЛА ВСУ гаубицами Д-30 в приграничном районе
Мир
Ким Чен Ын поздравил Владимира Путина и россиян с Днем Победы
Общество
Парад Победы на Камчатке открыл начало празднований Дня Победы в России
Общество
Синоптики предупредили москвичей о холодной погоде и порывистом ветре 9 мая
Мир
Байден заявил о прекращении поставки снарядов Израилю в случае вторжения в Рафах
Мир
Посольство РФ зафиксировало 22 случая осквернения советских памятников в ФРГ с 2023 года

Российская битва при Садове

Советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий — о том, что нужно сделать, чтобы предотвратить утечку мозгов и возродить науку
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вначале напомню известную фразу Бисмарка: «Битву при Садове выиграл школьный учитель». Ниже я обозначу проблемы, решение которых позволит России выиграть подобную битву на полях интеллектуальных — и не только — сражений. А они не только предстоят — они уже идут.

События вокруг Сирии, турецкий «удар в спину» России, борющейся с террором, показывают: обострение противостояния с блоком НАТО, их вассалами и сателлитами, а также с террористами всех мастей будет идти через столкновение человеческого духа и военных технологий. Тот, кто обладает сильным духом и лучше вооружен, тот и выйдет победителем.

За уникальными технологиями, их разработчиками идет настоящая охота. В том числе на пространстве бывшего СССР. Добираются до всего, «что плохо лежит».

Примеры? Пожалуйста. Загорелые люди с Востока «за ручку» с теми же поляками и прочими натовцами с мешками денег бродят по украинским НИИ и КБ, скупая вооружения. По данным источников, в августе-сентябре с.г. представители одного очень насыщенного газом и нефтью эмирата нацелились закупить на Украине зенитно-ракетные комплексы С-125-2Д «Печора-2Д». Скупают и сами изделия, и разработчиков, и технологии. В борьбе технологий «кадры решают всё».

Научные школы и коллективы, завязанные на вузы и университеты, — кадровый базис российской оборонки. Казалось бы, подготовка таких кадров должна быть приоритетом образовательной отрасли России. К сожалению, всё с точностью до наоборот.

Чтобы доказать это, приведу в пример мой родной вуз — МФТИ (Физтех) — лучший вуз страны в области подготовки научно-инженерных кадров.  Уверен, проблемы Физтеха, на которых я остановлюсь, не в меньшей, а скорее в большей степени касаются остальных вузов РФ.

И да, всё, что написано ниже — лишь частная точка зрения автора, не претендующего на истину!

Система Физтеха

Система МФТИ (Физтеха), заложенная его основателями (Капицей, Ландау, Семеновыми и др.), предполагала, что первые три курса студенты получают фундаментальное естественнонаучное образование университетского уровня на учебных кафедрах МФТИ.

В дальнейшем студенты продолжают обучение в основном на базовых научно-исследовательских кафедрах, так называемых базах. Базы — это институты РАН, отраслевые НИИ и КБ, высокотехнологичные производства, где студенты учатся по избранному научному направлению у ведущих ученых-практиков страны.

Таким образом, система Физтеха органично увязывает фундаментальность знания с практической потребностью российских науки и производства преимущественно в интересах укрепления оборонного потенциала страны. Базы — основа и гордость этой системы.

Главный же продукт системы — готовый к практической работе выпускник МФТИ (Физтеха) — специалист с фундаментальными университетскими знаниями.

Проблемы научно-инженерных вузов

Основные проблемы системы Физтеха начались в безвременье 1990-х. Горячий привет рослибералам, благодаря политике которых к концу ХХ столетия в РФ почти не осталось высокотехнологичных производств.

Связи Физтеха с оборонным комплексом распались тогда же. Распределение выпускников было пущено на самотек, чем не преминули воспользоваться западные хедхантеры от науки и бизнеса. Сложилась система перетекания выпускников Физтеха за рубеж и в бизнес, но не в отечественную науку и производство.

Чудом сохранившаяся со времен СССР система поиска, отбора и вовлечения талантливых школьников через физико-математические школы и лицеи, олимпиады и конкурсы оказалась под угрозой «осередняющего» ЕГЭ. Катастрофически падает уровень набора. Снижается и качество подготовки выпускников.

В 2012 году Министерство образования РФ решило, что пяти лучшим университетам России необходимо попасть в рейтинг ведущих 100 университетов мира 5top100. На программу было выделено весьма существенное финансирование.

Одним из условий попадания в такой рейтинг было проведение научной работы непосредственно внутри вуза. То есть научная работа на базовых кафедрах — тех самых базах, которые — внимание — являются сторонними по отношению к МФТИ организациями, — отныне в расчет не принималась.

И без того нарушенные в постсоветское время связи науки и производства с Физтехом при реализации 5top100 ослабли вовсе. Реальная наука уходит из физтеховских лабораторий, аудиторий и кафедр. По некоторым оценкам, лишь около 20% преподавателей Физтеха ныне ведут практическую научную работу. Есть счастливые исключения — созданный, к примеру, биокластер. Но это лишь исключения.

Утрачивается потенциал подготовки элитных научно-инженерных кадров. Физтех постепенно превращается из элитарного мирового бренда, производившего нобелевских лауреатов, в обычный институт. Увы. Подчеркну, это не вина руководства института: оно как могло спасало систему Физтеха. Это следствие государственной политики в области высшего образования.

Еще раз отмечу, что на этом фоне студентов и преподавателей, выпускников и специалистов Физтеха активно зазывают работать за границу.

Лучшим студентам для начала предлагают стажировку. По результатам стажировок физтехам, как правило, предлагают работу. В результате выстроена и успешно работает система «выращивания мозгов» для Запада за российский счет.

Подчеркну, я за обмены и стажировки, я против изоляции российской науки. Иное — глупо. Я лишь бью тревогу. И я — за принятие системы мер, обеспечивающих национальные интересы России в области воспроизводства научно-инженерных кадров.

Необходима система мер — реформа научно-технического сектора вузов и университетов России. Оборонно-промышленный комплекс России может выступить катализатором и драйвером этой реформы. Реформа должна иметь государственный масштаб, быть комплексной и охватывать весь спектр проблем — от системы выявления и набора талантливых детей в школе, изменения принципов набора в элитные научно-технические вузы до внедрения критериев эффективности работы (а значит, и финансирования) этих вузов в интересах отечественной науки и промышленности.

Полагаю, в силу ее крайней важности и актуальности реформа должна быть выведена из-под монополии Минобразования и проводиться под прямым кураторством президента.

Элитарное образование — дополнение и альтернатива системе ЕГЭ

Для обеспечения уверенного развития научно-промышленного потенциала страны завтра необходимо уже сегодня на государственном уровне развернуть тотальную пропаганду знаний, популяризировать науку, научно-техническое творчество. С раннего возраста влюблять детей в хайтек, космос и науку. Кружки и секции авиа- и судомоделизма, компьютерного моделирования, робототехники, информатики и ракетостроения, возрождение домов творчества и центров НТТМ, поддержка движения мейкеров — всё это должно быть в фокусе государства, стать элементом реформы.

Нынешняя ЕГЭ-система обучения в школе ориентирована на выращивание усердного зубрилы, но не на формирование талантливой личности, способной самостоятельно думать и творчески созидать. Для взращивания личностей-созидателей предлагается возродить и развивать на базе специальных физико-математических школ, интернатов и лицеев систему элитарного естественнонаучного образования, ориентированную на выявление и продвижение талантов — от школы и вуза до НИИ и производства.

Речь идет о воспроизводстве научно-инженерной элиты страны — профессионалов высшего уровня — ученых и инженеров, конструкторов и рабочих высшей квалификации. Их сотни и тысячи, но не миллионы. Это профессионалы, каждый из которых должен быть «выявлен, описан, введен в реестр талантов, мотивирован и сопровожден государством персонально и вручную» начиная со школьного возраста. Это ядро «человеческого фонда страны» и наряду с военно-силовым сословием подлинная национальная элита России.

В центре реформы — научно-инженерный пул вузов

С целью концентрации усилий и ресурсов, сокращения времени на целевую перенастройку в приоритетных направлениях предлагаю создать пул из инженерно-технических университетов-вузов. Это примерно 10–15 вузов, среди которых МГУ, МФТИ, МИФИ, МВТУ, МИСиС, МАИ, СПбГУ и СПбПУ, Новосибирский ГУ, Томский и Новосибирский ГУ, Казанский и Уральский федеральные университеты и некоторые другие. В фокусе именно инженерно-технические специальности и сектора вузов и университетов. Реформа, будучи отработанной на этом пуле, постепенно и по необходимости будет расширяться на другие вузы.

Что предлагается к реализации в пуле?

Приведу лишь некоторые меры:

•       Ввести для вузов пула национально ориентированную программу, альтернативную программе 5топ100. В том числе по индикаторам эффективности их работы и источникам финансирования.

•       На пятилетку вперед для этого пула вузов сформировать госзаказ как по перечню и номенклатуре специалистов, так и по содержанию преподаваемых курсов, вплоть до согласования ученых-специалистов, читающих эти курсы.

•       Учебные программы и номенклатуру базовых и учебных кафедр пула скоординировать с долгосрочными планами развития инновационного сектора экономики и реальной промышленности страны, фундаментальных исследований в области обороны.

•       Ввести на базовых кафедрах пула приоритетную целевую поддержку исследований в стратегически важных для оборонного комплекса и промышленности страны направлениях. Поддерживать базовые кафедры заказами НИР и НИОКР.

•       Ввести и расширить в вузах пула системы персональных стипендий для одаренных студентов — именных, связанных с историей российской военной науки и инженерии.

•       Формировать у студентов вузов пула ясную картину профессиональной  перспективы с реализацией жизненной стратегии именно в России. Жилье — льготная ипотека или служебное с передачей скажем через 7–10 лет работы — подразумевается.

•       Целесообразно вернуть для студентов-бюджетников систему целевого распределения и обязательной отработки после окончания вузов. Здесь для будущих специалистов нужна четкая система мотиваций, расписанная на годы вперед.

•       Предлагается в вузах пула перестроить работу кафедр общественных наук и деканатов. Переориентировать их на внедрение в студенческую среду идеологии и ценностей созидательного демократического патриотизма. Базовая идея — развитие талантливой личности ради служения общему делу. Сконцентрировать усилия на преподавании отечественной истории, прививать студентам понимание основ современной геополитики, мировой экономики, культурологии, управления в науке и бизнесе. Очень многое зависит от личностей приглашаемых преподавателей.

•       Ответственным силовым структурам взять под контроль и сопровождение работу иностранных представителей и фондов как на Физтехе, так и в других вузах пула. Включить в сферу контроля идеологические аспекты.

•       Для реализации программы работы с вузами пула необходимо собрать и скоординировать вокруг этой реформы ресурсы и возможности Академии наук, НИИ, предприятий и концернов оборонно-промышленного комплекса страны.

•       Целесообразно сформировать специальный фонд «Научно-инженерный кадровый резерв России».

И в заключение.

Складывающаяся вокруг России геополитическая обстановка диктует необходимость принятия неотложных мер в области кадрового обеспечения инновационной промышленности и оборонки.

Времени на раскачку нет.

События вокруг Украины и Сирии, конфликтная ситуация с Турцией и НАТО — яркая иллюстрация. Поэтому почти все сегодня принимают как истину сказанное когда-то русским царем Александром III: «У России есть только два надежных союзника — армия и флот!». Жизнь и время лишь уточнили: и, конечно, Воздушно-космические силы России.

Комментарии
Прямой эфир