Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Угнать за 60 секунд?

0
Угнать за 60 секунд?
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В связи с экономическим кризисом и ростом курса валют автомобильный рынок России оказался в очень сложной ситуации. Часть зарубежных игроков ушла, оставшиеся сократили линейку поставляемых в нашу страну моделей, поднялись цены на новые и подержанные автомобили, подорожали запчасти, выросли тарифы и ужесточились требования компаний, предоставляющих страховые услуги. На этом фоне рост количества угонов вполне предсказуем. Так как же защитить свой автомобиль от злоумышленников?

По данным ГИБДД, за девять месяцев 2015 года только в Москве похищено 6620 автомобилей. Самым угоняемым автомобилем стала Mazda 3. Далее следуют Kia Rio, Hyunday Solaris, Ford Focus и Land Rover Evoque. В топовую десятку предпочтений столичных угонщиков также вошли три модели Toyota — Corolla, Camry и Land Cruiser, Honda Civic и Mitsubishi Lancer. Раскрываемость по данному виду преступлений стабильно составляет всего 7–8%. Рынок б/у запчастей на 80% состоит из деталей украденных машин. Не ставшие «донорами», авто с перебитыми номерами и новыми документами отправляются на продажу в другие регионы и страны бывшего союза. На «лучшие из лучших» заранее поступают заказы. Словом, есть от чего нервничать.

Новые технологии

Первый в мире угон состоялся спустя всего 10 лет с момента «рождения» самого автомобиля. 8 июля 1896 года в Париже механик Мишель похитил из гаража барона Жюльена авто марки Peugeot, положив тем самым начало одному из самых распространенных сегодня видов криминального бизнеса. Неизвестно, к какому методу угона прибег Мишель, но его «коллеги» в XXI веке используют самые высокотехнологичные приемы. «Сегодня самый распространенный способ угона — это атака на радиоканал автомобильной сигнализации», — говорит Дмитрий Кузнецов, директор по методологии и стандартизации компании Positive Technologies. Угонщик использует кодграббер с замещением, и, перехватив всего одну команду брелка вашей сигнализации, становится владельцем «дублера» брелка, которого машина послушается как «родного». «Есть еще алгоритмический кодграббер, им легко отключается поточная сигнализация, и кодграббер с ретрансляцией, так называемый «длинный ключ», — поясняет Алексей Демин, основатель сервиса GetNewCar. По словам эксперта, взлому последним особенно подвержены системы, автоматически снимающие машину с охраны при приближении владельца с брелком к автомобилю. «Например, покушения на Mersedes, в общем, не слишком частые по России, осуществляются во время «бизнес-ланча» с 14 до 16 часов именно с помощью «длинного ключа», позволяющего угнать автомобиль, не привлекая внимания, буквально в считаные секунды», — отметил Владимир Коротеев, руководитель центра оперативного реагирования компании «Цезарь Сателлит». Можно установить GPS-трекер, но его также несложно блокировать. Тяжелее всего нейтрализовать радиомаяк в связи с трудностями определения рабочей частоты.

Вообще, усложнение техники приводит только к тому, что у преступников появляется все больше возможностей. «Взять, например, автосигнализации с блоками GSM, позволяющие управлять устройством голосом или SMS. У хакеров уже есть ряд способов для перехвата и подделки сообщений, кодов USSD и даже голосовых данных в сетях операторов связи», — предупреждает Дмитрий Кузнецов. Недавно группа исследователей продемонстрировала возможность перехвата управления бортовой электроникой автомобиля, вставив инфицированную флешку в USB-разъем медиацентра. Другая группа ученых из США сумела отправить в кювет джип Grand Cherokee, двигавшийся по хайвею в соседнем штате. И тут уже опасаться приходиться не столько за сохранность машины, сколько за жизнь водителя.

К тому же интеллектуальные технологии могут соединиться с брутальными. «Хайджекинг», при котором преступники силой заставляют владельца остановить авто и выйти из него, существенно упрощается при наличии в автомобиле активного передающего радиоустройства: за машиной удобно проследить, предсказать маршрут и выбрать точку для перехвата. Еще удобнее станет, если власти США введут в оборот «систему предупреждения столкновений», при которой автомобилисты должны будут обмениваться информацией о своем положении и скорости, автоматически выполняя маневр уклонения или остановку в аварийной ситуации. Впрочем, это вопрос будущего, и российским автомобилистам пока бояться нечего.

Бабушкины методы

Но не всегда машины угоняют с помощью инновационных методов. «Гораздо чаще используются более примитивные схемы, например, изготовление дубликатов ключей, угон под видом эвакуатора, тот же «хайджекинг» по-русски и мошеннические методы, основанные на психологии», — рассказывает Екатерина Луговских, руководитель отдела спецпроектов компании «Автолокатор». Наследие лихих 1990-х продолжает «радовать» автовладельцев. Например, консервная банка, привязанная к глушителю до начала движения, бумажка с неприличным словом, приклеенная на стекло во время остановки на светофоре, как и раньше, могут вынудить водителя остановиться и выйти из машины, не заглушив двигатель и даже не закрыв дверь, что и требуется угонщикам. Многочисленные подставные ДТП приводят к такому же эффекту. Страх, чувство вины и забота о «ближнем» — те кнопки, на которые можно нажимать, не имея специальных приспособлений. На беспечных водителей, выходящих из машины оплатить бензин или купить пачку сигарет, нацелены засады у палаток и заправочных станций. Кроме того, владельцу могут действовать на нервы, кидая из укромного места мелкие предметы в припаркованный под окнами автомобиль и вынуждая собственноручно отключить сигнализацию. Могут узнать его личные данные и заказать дубликат ключей от имени «хозяина». Могут представиться покупателями, обманом оказаться за рулем автомобиля и скрыться с места несостоявшейся «сделки». А иногда владельца, забывшего заблокировать двери, просто выбрасывают из авто на светофоре в безлюдном месте.

Для охраняемых стоянок существует метод «пожара» — ночью в дальний угол стоянки забрасывается дымовая шашка, и пока уставшая за день охрана разбирается с ней, приглянувшийся транспорт угоняют у нее из-под носа. Также к сторожам гаражей «входят в доверие», подъезжая на грузовике с просьбой впустить на территорию — мол, хозяин попросил сгрузить, допустим, ящики с апельсинами. Грузовик пропускают, с гаража жертвы тросом срывают замок, оставляют в нем сообщника на ночь, и уезжают. С утра «гость», без спешки нейтрализовавший все защитные системы автомобиля, спокойно покидает на нем стоянку с общим потоком водителей. Способов — десятки. Кстати, замыкает список обычное разбойное нападение на автовладельца в подъезде — преступники угрозами заставляют отдать ключи и документы, провозят теперь уже бывшего владельца с собой несколько кварталов и, отобрав мобильный телефон, высаживают где-нибудь на тихом перекрестке.

Способы защиты

«Самая эффективная защита от угона — страхование», — утверждает Алексей Демин. Однако те, кто хоть раз сталкивался с угоном, считают, что предотвратить кражу проще, чем разбираться с последствиями. «Выплата по каско при угоне уменьшает до 30% фактическую стоимость автомобиля от потери на амортизацию, включая утерю дополнительного оборудования: тюнинг, мультимедиа, обвес, тонировка и прочее, а также личные вещи, оставленные в угнанном авто», — замечает Екатерина Халявина, менеджер по работе со страховыми компаниями ГК «Цезарь Сателлит». К тому же в среднем цены на каско выросли более чем на 35% по сравнению с началом 2013 года. А для отдельных автомобилей цена годового полиса может равняться трети рыночной стоимости самого автомобиля.

Но, поскольку страховка все равно требуется, стоит поискать «хитрые» варианты. Например, взять полис с неоплачиваемой франшизой — стоимость снижается, но с мелким ущербом придется справляться за свой счет. Есть программы «50х50» — при отсутствии страхового случая каско обойдется в половину стоимости, доплатить вторую половину придется только при случившемся прецеденте. Страхователи, имевшие ранее полис каско, но не обращавшиеся за выплатами в предыдущий период, могут получить скидку за безубыточное страхование. Можно получить небольшую скидку, оформив страховку онлайн. Наконец, можно приобрести полис в рассрочку — почти все страховые компании дают клиентам такую возможность.

По словам экспертов, 90% автовладельцев, приобретя каско, не оснащают автомобиль охранными системами. Отчасти это объясняется их ценой — приблизительно равной стоимости страховки. Но экономия здесь не оправданна — хорошая система прослужит несколько лет, а полис придется обновлять ежегодно. К тому же некоторые страховые компании предоставляют скидку, учитывая установку противоугонного и поискового оборудования. «Установка хорошей спутниковой системы, возможно, и не спасет от профессионалов, но точно противостоит рядовым угонщикам, справляющимся со штатными системами защиты и популярными механическими блокираторами капота, рулевой колонки и рычага коробки передач», — считает Александр Зиновьев, директор департамента продаж компании «АвтоСпецЦентр».

Дальше останется только обслуживать машину в проверенных сервисных центрах и не забывать простые советы от ГИБДД. Во-первых, покидая автомобиль даже на минуту, глушите двигатель, закрывайте машину, ставьте ее на сигнализацию и прячьте ключи во внутренний карман — около 50% угнанных машин были незакрыты или не поставлены на сигнализацию, в 13% авто были забыты ключи. Во-вторых, никогда не оставляйте весь набор документов в машине — даже страховая компания откажется выплачивать ущерб, подозревая вас в сговоре с похитителями.

Комментарии
Прямой эфир