Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В The Times сообщили о планах Британии создать внутреннюю гвардию из добровольцев
Мир
В сербской Нише по инициативе Вучича прошел митинг
Общество
В Москве экс-главу Binance в СНГ заключили под стражу
Спорт
ФК «Балтика» стал победителем Первой лиги впервые за 30 лет
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и небольшой дождь в Москве 18 мая
Армия
Боец ВС РФ рассказал о рукопашной схватке с боевиком ВСУ в Александрополе в ДНР
Мир
ЦАХАЛ сообщила о запуске ракеты из Йемена в сторону Израиля
Армия
Сержант Черновалов восстановил работу ретранслятора под артиллерийским обстрелом ВСУ
Происшествия
В Орле сотрудники МЧС спасли из пожара в девятиэтажном доме 11 человек
Мир
Главы МИД Турции и Ирана обсудили переговоры по ядерной программе
Общество
Путин поручил разработать меры по введению запрета на пластик на Байкале
Мир
Мирошник допустил обсуждение прекращения огня на следующих переговорах по Украине
Мир
Рубио назвал результативными переговоры России и Украины в Стамбуле
Общество
В Санкт-Петербурге задержали блогера Владоса Мироса
Спорт
Фигуристы Степанова и Букин попросили президента МОК объяснить их недопуск к ОИ
Мир
В Финляндии при столкновении двух вертолетов погибли пять человек
Мир
Полиция Лондона арестовала второго подозреваемого в поджогах домов Стармера

Снова вместе. Навсегда?

0
Снова вместе. Навсегда?
Фото: PhotoXPress.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С 1 января 2016 года вступает в силу федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о ГЧП). Правила игры на рынке ГЧП кардинально поменяются. Смогут ли частные инвесторы сделать для развития социальной инфраструктуры то, что не смогло сделать государство, учитывая сложившееся экономическое положение в стране?

Закон о ГЧП дает четкое определение государственно-частному партнерству и обозначает цель соглашений, заключаемых в рамках закона, как «привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышение их качества». Основное новшество закона — появление у частного партнера права собственности на объект соглашения. Предполагается, что закон снизит нагрузки на федеральный госбюджет и сделает социально значимые инфраструктурные проекты привлекательными для инвесторов.

Серьезные отношения

История государственно-частного партнерства так же стара, как само государство. Еще в Древнем Риме правовая система устанавливала возможность предоставления концессии частным лицам для водоснабжения населения. В дореволюционной России с помощью концессии было построено 90% железных дорог. Целых пять форм концессии существовало в СССР, расцвет их пришелся на период НЭПа, они помогли стране наладить связи с зарубежными партнерами и восстановили целые отрасли народного хозяйства, например горную и деревообрабатывающую промышленность. Партнерство государства и бизнеса постепенно прекратилось к 1937 году и снова начало бурно развиваться в постсоветском пространстве. Официально — с июля 2005 года, когда были приняты федеральные законы о концессии (ФЗ-115) и госзаказе (ФЗ-94). В 2013 году ФЗ-94 сменил закон о контрактной системе в сфере госзакупок (ФЗ-44).

Основанное на двух федеральных, 71 региональном и более чем 200 муниципальных нормативно-правовых актах, государственно-частное партнерство скорее напоминало «опасные связи», нежели «законный брак». «Местные законы носили декларативный характер, и зачастую туда вписывали все подряд — от спонсорского проекта до госзаказа, — рассказывает председатель Центра развития ГЧП Павел Селезнев. — Прокуратура оспаривала такие сделки, регионы не были защищены, инвесторы рисковали, поэтому пять лет назад совместно с банковским сообществом мы и начали разработку федерального закона, охватывающего все многообразие форм и моделей государственно-частного партнерства».

Редакции законопроекта сменяли одна другую, два года проект «путешествовал» по администрации президента и, наконец, 1 июля 2015 года был принят Госдумой, а 13 июля подписан президентом РФ. «Так долго его рассматривали, потому что надо было учесть все последствия слишком либерального подхода к передаче в частные руки объектов инфраструктуры, — объясняет Мария Ярмальчук, замдиректора департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития РФ. — Сейчас мы максимально купировали риски». Во-первых, собственность будет хоть и частной, но ее целевое назначение сохранится. Во-вторых, если капитальный государственный грант составит более 50%, то по истечении срока соглашения инвестор обязан вернуть объект государству. Выгоды государства очевидны — давно назрела необходимость модернизации и строительства объектов инфраструктуры, бюджетных средств не хватает, а решать такие проблемы за счет привлечения частного капитала по схеме ГЧП — эффективная практика во всем мире.

«Мы старались соблюсти баланс интересов бизнеса и государства», — подчеркнула Мария Ярмальчук. Для инвесторов предусмотрен комплекс обеспечительных мер, чтобы, несмотря на возможные изменения законодательства, в частности налогового, и рост инфляции, у них оставались те условия, которые были на момент подписания соглашения, и правила игры оставались прежними. Также инвесторам будут предоставляться государственные субсидии, если речь идет об отчасти рентабельных проектах. Если же проект сам себя окупает, то государство сведет свои функции к контролю качества услуг, а рынок справится самостоятельно. «Мы хотим минимизировать присутствие государства в экономике в тех сферах, где бизнес может быть эффективным, — отметила Мария Ярмальчук. — Это краеугольный камень нового закона, и сейчас мы думаем, как реализовать подобное и в законе о концессии».

Сегодня рынок ГЧП составляют 1285 проектов (концессия плюс региональные ГЧП), и он оценивается в полтора триллиона рублей, хотя оценка условная, потому что проекты делятся на пять категорий в зависимости от стадии, на которой находятся. Некоторые проекты только инициированы, большинство находится в инвестиционной стадии. «Самая маленькая категория — это реализованные проекты, их всего 4%, но мы надеемся, что скоро их станет гораздо больше», — заключил Павел Селезнев.

Выход для регионов

По мнению Моисея Фурщика, управляющего партнера компании «Финансовый и организационный консалтинг» («ФОК»), эффект от нового закона будет скорее не в оживлении крупных инфраструктурных «мегастроек», а в запуске сотен новых компактных проектов регионального и муниципального уровня. И действительно, по словам создателей, закон писался в первую очередь для регионов: 142 предварительно заявленных проекта более чем в 40 регионах ожидаются к запуску после вступления закона в силу. Отрасли различны, но большая часть относится к здравоохранению и дошкольному образованию.

Сейчас идет активная разработка подзаконной базы, на первом этапе в ней будет 12 документов, которые можно разделить на три блока. Первый — нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру предварительных переговоров. Второй — акты, регулирующие вопросы контроля и мониторинга объектов. Третий, самый важный и сложный блок — акты, регулирующие порядок оценки эффективности и сравнительного преимущества проектов. «Это ключевое нововведение — оценка эффективности проекта уже на этапе его подготовки. ГЧП не панацея на все случаи жизни, и есть проекты, которые по-прежнему будет эффективнее реализовывать с помощью концессии или госзаказа», — подчеркнула Мария Ярмальчук.

Подзаконнную базу важно принять до 1 января 2016 года, тогда у регионов будет ровно полгода, чтобы привести свои законы в порядок. «Мы делаем упор на работе с регионами, проводим ликбез по положениям закона, методикам и требованиям, готовим рекомендации, — рассказывает Мария Ярмальчук. — В рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015» прошел семинар для представителей регионов, на котором выдавались пошаговые инструкции, что делать с региональными законами и как запускать проекты».

Несомненно, сложность механизмов действия нового закона потребует дополнительных компетенций от местных органов власти и терпения от инвесторов — ведь рассмотрение проекта теперь будет занимать около 11 месяцев. «Главное, что ФЗ-224 не повлияет на реализацию уже заключенных по региональным ГЧП-законам соглашений, — уверена руководитель практики ГЧП и инвестиций юридической компании «Лигал студио» Анастасия Русинова. — А это как раз то, чего опасаются многие участники рынка ГЧП. В целом же новый закон — отличное решение для регионов, так как дает им возможность «самостоятельно» построить жизненно важные объекты инфраструктуры».

И прочие сложности

В ГЧП всегда участвуют как минимум три, а то и четыре стороны: потребитель — население, заказчик — государство, бизнес и банк. В идеале бизнес и банк должны извлечь прибыль, государство — выполнить социальную задачу: предоставить населению качественную услугу, а население эту услугу потребить. «Но идеальных моделей не бывает, поэтому сложности возможны с любой стороной, — констатирует Павел Селезнев. — Например, со стороны бизнеса у нас отсутствует рынок качественных операторов. В социальной сфере их можно пересчитать по пальцам». Кстати, на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015» Центр развития ГЧП, Минтруд, Минпромторг, Минобрнауки, Минздрав, Минэкономразвития и Агентство стратегических инициатив (АСИ) в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева подписали соглашение, направленное на консолидацию усилий по повышению качества жизни россиян с ограниченными возможностями здоровья. На основе ГЧП будут запускаться пилотные проекты в этой области.

Есть сложности и со стороны банков. «Запрет на участие в качестве частного партнера компаний, свыше 50% акций или долей которых принадлежит государству, особенно значим для банков с государственным участием, которые в настоящее время являются де-факто одними из основных игроков рынка ГЧП», — считает Анастасия Русинова. Но поскольку привлечь планировалось исключительно частные инвестиции, возможным выходом видятся деньги негосударственных пенсионных фондов. К тому же капитал зарубежных инвесторов тоже никто не отменял. Несмотря на то что иностранные организации участвовать в ГЧП-соглашениях смогут только косвенно в рамках консорциума с российскими организациями или через создаваемые ими российские юридические лица, они весьма положительно относятся к новому закону, так как для них принципиальна частная собственность на создаваемый объект и концессии им было недостаточно.

Наконец, сложности могут возникнуть и со стороны потребителя. Платежеспособный спрос на услуги, предоставляемые в рамках ГЧП, в стране пока отсутствует. «Качественная услуга не может быть бесплатной. Мы и сейчас платим за услуги, просто это не так очевидно. Надо проводить работу с населением, подробно объяснять им причину повышения тарифов», — считает Павел Селезнев. Но сколько ни объясняй, денег у народа в кризис не прибавится, а вот возмущения — вполне.

Сегодня трудно сказать, насколько эффективным окажется новый закон. Должен пройти по крайней мере год, прежде чем новая система хоть как-то «приживется», и еще несколько лет, прежде чем можно будет с уверенностью судить о результатах. «Возникновение частной собственности на объект публичной инфраструктуры — новая веха в нашем законодательстве», — напоминает Мария Ярмальчук. «Будет очень сложно, это революционное направление в экономике — нужна огромная ответственность со стороны частных партнеров», — резюмирует Павел Селезнев.

Да, все получится

Александр Шнайдер, и.о. председателя госорганизации «Совет по изучению производительных сил»

Закон о ГЧП будет успешно применим в крупнейших городских агломерациях, экспортно-ресурсных регионах и портовых приграничных регионах на основных путях внешней торговли. В частности, налоговые стимулы могут выступать фактором, способствующим увеличению частных инвестиций в объекты инфраструктуры. Хотелось бы обратить особое внимание на сферу применения закона: сейчас закон трактуется шире и распространяется не только на крупный, но и на средний и малый бизнес. Ориентация не только на крупные региональные, но и на «местные» инициативы позволит по-новому структурировать российскую экономику. В этом случае корпоративная социальная ответственность может быть распространена не только на представителей крупного бизнеса. Реализация закона о ГЧП позволит сформировать «новое экономическое сознание», где субъекты экономических отношений являются не средством, а целью. Если это произойдет, то это станет судьбоносным, кардинальным изменением.

Нет, ничего не выйдет

Владислав Земляной, генеральный директор Первой консалтингово-инвестиционной компании

О едином законе в сфере ГЧП речь шла давно, он долго разрабатывался, и проект закона претерпел значительные изменения, однако комплексным и упорядочивающим сложившиеся механизмы партнерства бизнеса и государства его назвать нельзя, потому что федеральными законами «О концессионных соглашениях» и «О промышленной политике» уже введены формы ГЧП и совершенно другие механизмы их реализации. В принятом законе отсутствует указание на приоритет применения его норм перед другими законами, к тому же пока отсутствуют отсылочные нормы, и еще неизвестно, какими они будут. Поэтому положительный эффект и значимость закона сомнительны.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир