Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Марко Рубио запланировал масштабные изменения Совета нацбезопасности США
Мир
Минфин США расширил санкции против Ирана
Армия
Силы ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Общество
Путин отметил глубокие знания победителей Менделеевской олимпиады по химии
Мир
СМИ сообщили о нежелании США приглашать Зеленского на саммит НАТО в июне
Мир
Путин утвердил состав делегации для переговоров с Украиной в Стамбуле
Мир
Алиханов сообщил о росте товарооборота России и Египта до $9 млрд
Мир
Посол Бразилии в РФ назвал остановку Лулы да Силвы в Москве технической
Общество
Боевика ВФУ осудили на 16 лет за препятствование эвакуации жителей Курской области
Мир
Глава МИД Польши исключил размещение войск страны на Украине
Общество
Суд продлил арест бывшему мэру Сочи Копайгородскому до 17 августа
Мир
Уиткофф подтвердил совместную поездку с Рубио на переговоры по Украине в Стамбуле
Общество
Фигурантку дела о покушении на главу Крыма Аксенова осудили на 10 лет
Мир
FT узнала о планах ЕС по повышению пошлин на сельхозпродукцию с Украины в июне
Мир
Авиация НАТО и ВМС Эстонии пытались захватить судно JAGUAR в Финском заливе
Спорт
ЦСКА обыграл «Зенит» и вышел в Суперфинал Кубка РФ по футболу
Экономика
ЦБ выпустит серебряную памятную монету к 100-летию «Артека»

Будденброки с нашего района

Писатель Игорь Мальцев — о новом образе 1990-х в русской социальной беллетристике
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

А можно я не про нобелевские кунштюки? И не про «новый метод» псевдодокументального повествования, которое фиксится на стадии перцепции информации от источника. И тем более манипулируется реципиентом, а точнее, автором?

Даже не будем показывать пальцем, а то уже все тут кричат «вы завидуете».

А что завидовать — я тут недавно открыл совершенно новую книгу автора Елены Котовой «Кодекс бесчестия». Я вообще-то всегда чурался и бежал этого автора, который всё время попадает в шорт-листы местных литературных премий и даже был лауреатом Книги года 2014.

Но пугало меня в ней не это, а то, что Котова была чуть ли не министром приватизации, работала в ВТБ и любит про себя писать «международный финансист». Сразу встает картина — «богатая бездельница, которой еще к международному влиянию на рынки хочется мировой литературной славы».

Но книжку-то открыл, будь оно неладно. И по мере продирания сквозь строчки понял, что перед нами совершенно новый подход к осмыслению 1990-х. Ведь этот кошмар — мода на осмысление 1990-х, которая свалилась на нас буквально за последние недели, она готовилась в умах таких авторов, как Котова. За одним исключением — такого мы еще не читали.

Тут как минимум две темы. И обе достаточно революционные для русского медиа- и литературного пространства. Я склонен считать то, что делает Котова, все-таки медийным феноменом. Потому что впервые в местной беллетристике попадается автор, который не только досконально знает механизмы действия именно местной экономики. Он (она) в разные моменты жизни был участником, причем активным игроком на рынке, который шаг за шагом захватывали олигархи.

Вот про этих олигархов в книге и речь.

Тут в каждом герое — двух относительно положительных и одном сугубо отрицательном — можно обнаружить черты реальных героев, которых у нас на виду или в гробу всего-то штук десять. И даже сделки, которые составляют реальный локомотив повествования, в принципе можно припомнить из истории развития нового русского капитализма. Всё достаточно прозрачно. Но вот что реально цепляет: наконец-то у нас есть автор, для которого диалоги героев в их бесконечной погоне за деньгами и влиянием — это не набор подслушанных у взрослых товарищей слов, как у какой-нибудь Латыниной, а имеют четкий смысл, правду, подоплеку и логику.

Потому что Котова в отличие от местных литераторов знает, что значит каждое слово при поглощении предприятия, как оборачиваются документы выстрелами на дорогах, как отжимают миноритариев, как уничтожают бизнесменов, как ставят губернаторов на место. И так далее — не буду спойлерить. Эти люди, как и в жизни, идут от одной сделки к другой, от одной войны к другой, от одного мешка денег к провалу — и всё по новой. Они — игроки на диком поле русского капитализма. И в принципе, если бы у Высшей школы экономики было понимание момента, они бы могли Котову брать к себе в преподаватели потому, что она может рассказать со всеми внешними приличиями, как реально делается экономика в этой стране.

Не всё тут EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) решает, в стране бескрайней и словоориентированной.

А как же русская душа?

И вот тут-то Котова предлагает довольно странную концепцию — вместо проклятий олиграхам либо пошлых славословий в духе глянцевых журналов она принимается подспудно объяснять их логику и их собственный кодекс чести. И я думаю, это не литературная выдумка, а строгие наблюдения экономиста, бизнесвуман и вообще-то очень пристальной такой дамы.

Более того — она показывает, как с каждым новым миллионом и с каждым новым захваченным заводом этот «кодекс» мутирует и, в конце концов, приводит некоторых из героев к смерти. Но то, что автор, избегая дешевых приемов и описаний, рассказывает и показывает еще какие-то личностные, внутренние механизмы этих странных людей, приводит читателя к выводу «они тоже люди», и этот вывод по нашим временам можно считать революционным. Ну даже Стинг когда-то пел I hope that Russians loves their children too. А мне было просто любопытно, как фиксируется автором создание семейных кланов — и, может быть, те, о ком он пишет, это и есть наши Будденброки, Форсайты и прочие дождевые черви процесса первоначального накопления капитала. Описанные шершавым языком бухгалтерской книги.

И что особенно приятно, тут нет этого бесконечного нытья и слова «мы» — «мы рабы, мы виноваты, мы уроды», которым грешит пропагандистская литература, мнящая себя социальным камертоном.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир