Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Министерства не хотят выгонять звезд из общественных советов

Федеральные органы исполнительной власти сопротивляются изменению составов своих коллегиальных органов
0
Министерства не хотят выгонять звезд из общественных советов
Алексей Венедиктов. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Общественным советам при министерствах и ведомствах (не только федеральных, но и региональных), которые на протяжении последних лет упрекали в бездействии, вновь намекнули на то, что пора отказаться от своеобразной гонки за дешевой популярностью, вместо этого им необходимо сформировать квалифицированный состав из отраслевых представителей и показать эффективную работу. На протяжении 3 лет ведомства активно сопротивляются переформатированию общественных советов, избегая профессионалов в коллегиальном органе, которые могут обоснованно подвергнуть критике действия руководства органов власти. Проанализировав общественные советы министерств, «Известия» убедились, что состав советов не сильно изменился, а звезды и не имеющие отношения к отрасли люди сохраняют свое членство.

На этот раз глава государства Владимир Путин под персональную ответственность поручил правительству, главе Общественной палаты Александру Бречалову, а также руководителям высших исполнительных органов государственной власти рассмотреть, как формируются подобные коллегиальные органы в стране и какую пользу они приносят. По итогам мониторинга ответственные за поручение лица должны подумать над тем, как можно устранить существующие недостатки, а также проработать механизмы, которые усовершенствуют деятельность коллегиальных органов с учетом сложившейся практики организации общественных советов, чтобы в дальнейшем и без того многострадальные консультативные органы наконец-то заработали в полную силу.

— Эта чехарда с общественными советами длится уже который год. Ведомствам не раз говорили, что по тому, как работает их совещательный орган, уже можно делать выводы — эффективен тот или иной институт или нет. Некоторым это непонятно, никак они не хотят расставаться с засильем актеров, журналистов и певцов, — пояснил ситуацию «Известиям» собеседник в правительстве, назвав поручение президента вполне закономерным.

Помимо засилья «гламура», в большинстве общественных советов, несмотря на перезагрузки, до сих пор преобладают номинальные представители, а также те, кто одновременно являются членами общественных советов сразу нескольких ведомств. Например, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов находит время на участие в советах при МВД России, Минкультуры, а также Минобороны. Состав общественного совета при Министерстве спорта до сих пор возглавляет актер и худрук Театра имени Ермоловой Олег Меньшиков.

Стоит отметить, что в региональных общественных советах ситуация еще хуже — списки консультативных органов в основном сформированы из людей лояльных к действующей власти. Среди них — чиновники, люди, входящие в местные администрации, руководители бюджетных учреждений и др.

В 2013 году «Народный фронт» уже включался в работу по совершенствованию общественных советов — «фронтовики» готовили для президента России Владимира Путина доклад по работе общественных советов органов исполнительной власти, в котором указали на ряд нарушений, не позволяющих эффективно работать данным структурам. Движение также было возмущено обилием звезд в составе советов, а также тем, что руководители ведомств не особо стремятся отчитываться общественному органу.

Глава Общественной палаты Александр Бречалов пояснил, что поручение президента прежде всего направлено на регионы, поскольку там идет речь о том, чтобы на основании опыта работы общественных советов при федеральных органах власти, который только начали получать, внести соответствующие коррективы в порядок формирования общественных советов региональных органов власти.

— Мы с Открытым правительством утвердили новый порядок формирования общественных советов, все необходимые документы приняли. Уже работаем по двум министерствам в качестве пилота — Министерству природных ресурсов и Министерству транспорта. Работаем хорошо, немного выбиваясь из сроков, но четко по регламенту. Сейчас мы согласовали положение с каждым министерством и критерии отбора в каждый общественный совет. У нас на очереди работа еще по шести ведомствам. Двигаемся по алгоритму, который мы выбрали. Если получится так, то у нас не будет «записных общественников», которые во всех советах. У нас будет широкая география, потому что будем поддерживать экспертов от общественных межрегиональных организаций. Общественные советы постепенно начнут превращаться в рабочий и эффективный ресурс, — рассказал он.

В июле 2015 года Бречалов уже заявлял о том, что совместно с Открытым правительством он подготовил основной пакет поправок в нормативные акты, которые закрепят разработанный новый порядок формирования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

Самое главное в новых правилах — это принцип «двух ключей», то есть 75% общественного совета формирует Общественная палата РФ по критериям, которые определяются совместно с органом исполнительной власти, а 25% — экспертный совет при правительстве РФ.

В Общественной палате убеждены, что в состав советов должны войти не только лояльные люди, но и представители оппозиционных взглядов для того, чтобы работа шла продуктивнее.

Согласно правилам, которые разработали общественники, общественные советы в обязательном порядке должны будут сформировать все ведомства. Сейчас есть органы исполнительной власти, которые по разным причинам не формируют общественные советы. Например, Росимущество трижды отказывалось создать общественный совет. 

Некоторые эксперты убеждены, что руководители министерств и ведомств — как федеральных, так и региональных — до сих пор не могут отойти от прежней схемы формирования советов, когда упор делался на статусных игроков, задача которых — повышать аппаратный вес ведомства. По мнению политологов, некоторые руководители просто не хотят насытить работу общественных советов, поскольку боятся услышать критику в свой адрес.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов пояснил, что изначально общественные советы воспринимались не как органы по повышению эффективности работы министерств.

— Они воспринимались как органы по повышению публичности ведомств. Поэтому туда вошли фигуры публичные и общеизвестные, которые там — для повышения статусности министерства. Есть у вас в совете эстрадная звезда — это хорошо. Нет у вас специалиста профильного — не страшно, ведь есть эстрадная звезда, — говорит он, отмечая, что федеральный центр в настоящее время взял правильный курс, поскольку каждый раз объяснять экспертному сообществу и гражданам свои решения власть не должна.

— Очень часто ставились все перед фактом, никакой работы с экспертным сообществом не велось. Классический пример — ситуация с ЦБ. Курс в разные стороны двигается, и приходится президенту включаться для того, чтобы объяснять, что ЦБ делает, что в принципе не совсем верно, — поясняет Абзалов.

Политолог считает, что исполнение поручения повысит эффективность ведомств и улучшит экспертизу инициатив, усилит связь с профессиональным сообществом, кроме того, сделает более мягким и адаптивным процесс подготовки решений и сформирует правильное общественное мнение.

Комментарии
Прямой эфир