Центробанк ослабил контроль за радиоактивными деньгами

Центробанк разработал проект указания «Об организации работы с денежными знаками с радиоактивным загрязнением в кредитных организациях на территории РФ». Согласно этому документу, российские банки получат право самостоятельно определять, нуждаются ли привезенные инкассаторами банкноты в радиационном контроле. При этом инструкция ЦБ № 131-И от 2007 года, которая сейчас предусматривает для банков жесткие правила контроля радиоактивных денег, прекратит свое действие, следует из проекта указания.
Причина смягчения требований со стороны ЦБ — сокращение выявления радиоактивных купюр. Для банков новость означает сокращение расходов: на спецоборудование, на подготовку профильных сотрудников, на оборудование помещения для работы с зараженными банкнотами. Ежегодные затраты российских банков на это в сумме превышали 10 млрд в год. Эксперты справедливо опасаются, что банки полностью перестанут проверять купюры на радиоактивность и тогда число зараженных банкнот начнет стремительно расти.
По 131-й инструкции банки обязаны проводить радиационный контроль банкнот, поступающих в хранилища, после того как их привозят инкассаторы. Эти правила появились после того, как участились находки зараженных купюр. Например, до 2004 года была выявлена только одна зараженная купюра — в Иркутской области. Банкнота достоинством в 1 тыс. рублей оказалась зараженной одним из изотопов тантала. А в 2004-м сразу в трех московских банках нашли радиоактивные купюры, тогда банкноты оказались загрязнены радиоактивным изотопом йод-131. В 2010 году было выявлено уже 380 банкнот разного достоинства, также зараженных йодом-131. В 2012–2015 годах случаи выявления зараженных купюр, по словам опрошенных банкиров, составляют один дензнак на несколько миллионов банкнот. По данным ЦБ на 2014 год, в обороте около 6 млрд банкнот.
Если при проверке обнаруживались загрязненные купюры, руководство банка было обязано не позднее чем на следующий день письменно сообщить об этом в Центробанк, Роспотребнадзор, органы внутренних дел, МЧС и местным властям. По инструкции ЦБ для работы с зараженными банкнотами в банке должно быть специально оборудованное помещение с электричеством, отоплением, водой, вытяжкой, телефоном, перечнем средств индивидуальной защиты — всё регламентировано вплоть до надписи на двери спецпомещения «Посторонним вход запрещен». В банках проверяют купюры главным образом прибором ИРД-02 (бытовые дозиметры не допускаются правилами ЦБ), цена которого составляет 30–50 тыс. рублей. ИРД-02 раз в 3 года должен был проходить проверку в местном центре стандартизации и метрологии. Цены на эту процедуру могут меняться, но обычно не превышают 10% от стоимости прибора.
Чтобы выполнять требования ЦБ, банки закладывали в бюджеты расходы на всё это. По словам председателя Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина, в среднем каждый добросовестный банк тратил 5,8 млн рублей ежегодно на выявление радиоактивных купюр, а с момента введения инструкции № 131-И их расходы увеличились до 13,5 млн рублей. Емелин указывает, что в действующем законодательстве не закреплено право отнесения дензнаков к источникам ионизирующего излучения. Поэтому в 2014 году НСФР просил ЦБ снять с банков «радиоактивное бремя», переложив его на специализированные компании.
— Поскольку осуществление радиационного контроля дензнаков является, очевидно, непрофильной деятельностью для банков, выполнение указанной функции приводит к длящимся необоснованным затратам как материальных, так и трудовых ресурсов, что неизбежно увеличивает себестоимость услуг кредитных организаций и, соответственно, нежелательной дополнительной финансовой нагрузки на клиентов, — говорилось в обращении НСФР к регулятору.
Теперь ЦБ пошел на либерализацию требований, разрешив банкам самостоятельно определять порядок работы с радиоактивными купюрами. Как и сейчас, при обнаружении таких банкнот нужно будет привлекать специализированные организации, имеющие лицензии на хранение радиоактивных отходов, и территориальные учреждения ЦБ — для подтверждения полученных банком результатов проверки, уничтожения и компенсации.
В Российском научном центре рентгенорадиологии указывают, что купюры заражаются, когда подвергаются радиационному воздействию вместе с их обладателем.
— Радиоактивному облучению человек подвергается, работая на промышленных предприятиях, находясь дома и даже проходя курс лечения, — отметили в институте. — Классический пример использования радиации в медицине — флюорография. В ходе такого обследования мы подвергаемся воздействию радиации, но доза облучения находится в пределах норм безопасности. Если у человека при себе были купюры (например, в карманах), не исключено, что они могут также подвергнуться радиационному воздействию.
В пресс-службе Банка России подчеркнули, что проект нового указания не отменяет обязанности кредитных организаций вести радиационный контроль операций с денежной наличностью.
— Необходимость радиационного контроля в кредитных организациях определяется требованиями закона «О радиационной безопасности населения», а также «Нормами радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», «Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», действующим законодательством в области радиационной безопасности. Требования и нормативы, установленные указанными документами, являются обязательными для всех юридических и физических лиц, в результате деятельности которых возможно облучение людей, — отметили в ЦБ. — Новацией проекта указания является передача в компетенцию кредитной организации разработки внутреннего порядка проведения радиационного контроля банкнот и монет, а также организации хранения и учета в ней денежных знаков с радиоактивным загрязнением в соответствии с действующим законодательством. Затраты банков на организацию работы по радиационному контролю поступающей в кассы денежной наличности незначительны.
Эксперты говорят, что регулятор принимает неоднозначное решение, благодушно позволяя банкам создавать собственные правила и экономить на радиационном контроле в условиях кризиса.
— С одной стороны, очевидно, что строгость контроля должна зависеть от уровня риска, — рассуждает проректор по науке Национального института финансовых рынков и управления Михаил Беляев. — И если на протяжении 10 лет загрязненные радиацией купюры практически не обнаруживались, то совершенно логичным выглядит смягчение стандартов контроля. Тем более что чрезмерные требования часто приводят к формальному осуществлению, а иногда даже имитации контроля. Но, ослабляя требования, надо учитывать несколько обстоятельств. Россия — страна с очень большим числом потенциальных источников радиации, с достаточно высоким уровнем опасности терроризма, поэтому уровень радиационного контроля должен быть в целом жестким. За годы действия инструкции 131-И в банках была создана техническая и организационная база для проведения проверок. Важно, чтобы новые правила не ослабили вооруженность банков и при необходимости они смогли бы оперативно восстановить полноценный контроль. Кроме того, радиационный контроль в банках — органическая часть федеральной политики в сфере радиационной безопасности. Важно, чтобы все изменения принимались в строгом соответствии с основными целями этой политики.
По словам зампреда Локо-банка Андрея Люшина, послабление действительно снижает финансовую нагрузку на банки: понятно, что добровольно мало кто будет тратить средства на оборудование, содержание отдельного помещения и оплату труда специалиста, чьи услуги обычно не востребованы большую часть времени. Собеседник при этом считает, что послабления не должны касаться банков, работающих в регионах, где расположены предприятия, связанные с атомной энергетикой, ВПК, производством медицинского оборудования и производства сырья для атомной промышленности, поскольку в них вероятность выявления зараженных радиацией купюр действительно высока.
По словам ведущего специалиста службы экологического мониторинга и экспертизы EcoStandard Group Сергея Сысоева, если вы не работаете кассиром или инкассатором, риск пострадать от радиоактивных денег минимален.
— Чтобы облучение оказало негативное воздействие на человека, должна быть либо разово большая концентрация зараженных купюр, либо долговременное воздействие одной купюры (если у человека зараженная купюра хранится более года), — сказал эксперт. — Естественный радиационный фон в Центральной России составляет 0,1–0,15 мкЗв/ч, норма для жилых помещений — 0,2 мкЗв/ч.