Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«У нас была задача сделать кино «дурного вкуса»»

Режиссер Андрей Прошкин — о черной комедии «Орлеан», претендующей на главные призы Московского кинофестиваля
0
«У нас была задача сделать кино «дурного вкуса»»
Фото предоставлено кинокомпанией «Централ Партнершип»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На Московском кинофестивале показали одну из самых ожидаемых конкурсных картин — «Орлеан» Андрея Прошкина, снятую на стыке черной комедии и мистического триллера. В затерянный во времени и пространстве городок Орлеан однажды является таинственный экзекутор (Виктор Сухоруков) с очевидным намерением учинить над жителями моральный суд. Три главных грешника — парикмахерша Лидка (Елена Лядова), врач Рудик (Олег Ягодин) и дознаватель Неволин (Виталий Хаев) — решают от непрошеного судьи избавиться. На счастье, поблизости есть четвертый грешник — фокусник Боря Амаретто (Тимофей Трибунцев), — который без всяких фокусов в ежедневном режиме распиливает людей на части. Корреспондент «Известий» встретился с режиссером Андреем Прошкиным.

— Для начала — почему у города, который является метафорой русской жизни, такое экзотическое название — Орлеан?

— На самом деле Юрий Николаевич Арабов в своем романе опирался на реально существующее место — в Алтайском крае действительно есть село с таким названием, которое Юрию Николаевичу чем-то приглянулось. И мне этот географический парадокс — город Орлеан в Кулундинской степи, на границе с Казахстаном, — тоже показался подходящим для нашей истории.

Что до «метафоры русской жизни» — меня несколько пугают такие пафосные  определения. Конечно, это кино о сегодняшнем дне, но то, что это исчерпывающий портрет нашей жизни, я утверждать не рискну.

— Несмотря на насмешливую интонацию, в фильме есть откровенно назидательные нотки. Не боитесь, что зрителя отпугнет такая манера разговора?

— У нас уже были первые показы картины, и я вижу, как люди, несмотря на разность переживаемых эмоций, в массе своей принимают картину очень хорошо. С моей точки зрения, в фильме звучат довольно важные вещи, корневые для нашего существования. Ключевой вопрос картины — что такое человечность и что именно делает нас людьми? В этом вопросе нет ничего принципиально нового — сходные вещи мелькали и в предыдущих моих картинах. Просто в «Орлеане» я обращаюсь к зрителю в острой гротесковой форме.

«У нас была задача сделать кино «дурного вкуса»»








— Если я правильно понял замысел, это совесть делает человека человеком?

— Для меня важно было показать, что герои «Орлеана» немного потеряны во времени и пространстве. Что у них нет какого-то внутреннего, на уровне кожи, крови, жил, ощущения преемственности с прошлым и восприятия других людей как родственников. В том мире, который мы показываем, люди лишены этих «корней». А на мой взгляд, именно в этом ощущении родства, связи с другими людьми и заключается человечность.

— Чтобы закрыть тему русскости фильма. Британская группа The Tiger Lillies, написавшая саундтрек к фильму, попросила написать в титрах, что ее морально-нравственная позиция не совпадает с позицией авторов фильма. Юрий Арабов сказал, что здесь случилось ментальное несовпадение двух мировоззрений...

— Я бы не говорил о «ментальном противостоянии» западной группы и русского фильма. Подробнее об этом лучше разговаривать с Мартином Жаком, фронтменом группы. Но как я представляю себе ситуацию — The Tiger Lillies в своих песнях высмеивает устоявшиеся догмы. И так как юмор очень плохо переводится, когда они посмотрели «Орлеан» полностью, им эта история показалась гораздо прямее и нравоучительнее, чем она есть на самом деле. В какой-то момент они просто испугались того, насколько фильм не соответствует их образу, сформированному десятилетиями. Но мы довольно быстро нашли выход — сам Мартин Жак и предложил вписать этот титр. Вот и вся история.

«У нас была задача сделать кино «дурного вкуса»»








— Давайте поговорим о жанре. Сложно было двигаться в направлении черной комедии, ведь у вашего фильма почти нет предшественников в отечественном кино? У вас были какие-то художественные ориентиры?

— Ориентиры были, но вот что-то конкретное назвать не могу. Мы искали этот необходимый элемент гротеска — он заложен в драматургии, в черном юморе, актерском существовании и, соответственно, в изображении. В кино «хорошего вкуса» принята такая «засурдинистость», заглушенность цветов, но, как выразился на пресс-конференции сам Юрий Николаевич, у нас была задача сделать кино «дурного вкуса», китч, отсюда — эффект «вырви глаз». И мы коллективно с оператором, художником-постановщиком обсуждали это цветовое  решение, чтобы возникал визуальный конфликт между сценами. Это была очень интересная и сложная работа, конечно.

— На пресс-конференции вы сказали, что Елена Лядова была первой из актерского состава, кого вы позвали в проект. Как вы в ей разглядели парикмахершу Лидку, ведь раньше ничего подобного она не играла?

— Мы с Леной давно знакомы и вместе работали над «Солдатским декамероном». И каждый раз, встречаясь, говорили друг другу: «Когда же опять поработаем вместе?» Незадолго до того, как я занялся этим сценарием, я посмотрел фильм «Елена», где роль Лены меня абсолютно поразила. Тем более я знал, что у нее светлая голова и прекрасное чувство юмора, и мне было интересно попробовать. Роль действительно неординарная, это в хорошем смысле вызов. Нам всем хотелось зайти на территории, где мы еще не бывали.

«У нас была задача сделать кино «дурного вкуса»»








— Говорят, что в Викторе Сухорукове у вас были сомнения. Хотя теперь другого экзекутора представить сложно.

— Виктор Иванович всё время рассказывает историю о том, как я его не хотел брать... В действительности шел обычный подготовительный процесс. Здесь сложность была в том, что предстояло играть не совсем человека. Экзекутор постоянно меняет облик — сейчас выглядит так, а в следующий момент — совершенно по-другому. Поэтому были необходимы пробы, чтобы посмотреть, как это всё будет выглядеть. Но это пробой только называется — вообще это была репетиция-«пристрелка», которая во многом нам облегчила жизнь уже непосредственно на съемках.

— «Орлеан» в каком-то смысле противостоит стереотипу, что у нас в кино невозможен черный юмор. Вы считаете, что нет ничего невозможного?

— Русская жизнь сама, к сожалению, часто напоминает трагифарс, поэтому нет, не думаю. Вообще такое сочетание черного юмора и глубоких переживаний, как мне кажется, очень точно выражает сегодняшнее время, когда вещи невероятной трагедийности сочетаются с абсурдом и дурным вкусом. Не могу говорить за всех, но для меня такой жанр точно передает ощущение нашего времени. Насколько органично — решать зрителям.

«У нас была задача сделать кино «дурного вкуса»»








— Любопытно, что буквально еще один, хотя и другого рода, трагифарс показали недавно на «Кинотавре» — я имею в виду «Страну Оз» Василия Сигарева.

— Да, я видел его здесь, на Московском фестивале. Это значит, что не мы с Юрием Николаевичем, такие великие, взяли и придумали новый жанр. Видимо, всё это имеет прямую связь со временем, а атмосфера нашей жизни подталкивает режиссеров к подобному жанру, который в случае «Орлеана» мы определили как фантасмагорию греха. В этом смысле мы предлагаем зрителю ужаснуться и посмеяться одновременно.

Комментарии
Прямой эфир