Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Техобслуживанием вертолетов «Витязь-Аэро» займется Камчатское авиапредприятие
Мир
В Одессе женщина пыталась повесить флаг РФ на месте памятника Екатерине II
Мир
Китай отправит Ливану гуманитарную медицинскую помощь
Мир
Военные Израиля задержали за год более 100 палестинских журналистов
Мир
Разведка США назвала Трампа предпочтительной для РФ кандидатурой на выборах
Мир
В Белом доме не подтвердили информацию WSJ о продаже Бутом оружия хуситам
Мир
Харрис заявила о нежелании обсуждать мир на Украине с Путиным без участия Киева
Мир
Трамп оценил общий объем внешней помощи Украине почти в $300 млрд
Мир
На Западе сообщили о планах Киева по сдаче территорий России
Армия
В ЛНР частная саперная компания разминировала первый объект
Общество
Росавиация подтвердила приостановку сертификата авиакомпании «Витязь-Аэро»
Мир
В ЦПВС сообщили об обнаружении схронов с оружием США в укрытиях боевиков в Сирии
Мир
Иран видит Афганистан частью «оси сопротивления» Израилю
Армия
Корабли РФ и КНР отработали противолодочные задачи в ходе патрулирования в АТР
Армия
Экипажи Су-25 сорвали ротацию подразделений ВСУ в приграничье Курской области
Общество
Землетрясение магнитудой 5,8 зафиксировали у берегов Новой Зеландии
Экономика
В РФ могут изменить механизм распределения лимитов льготной ипотеки
Мир
Лидер КНДР отправил Путину телеграмму с поздравлениями и пожеланиями успехов

На пути к холокосту 2.0?

Социолог Павел Крупкин — о том, готово ли мировое сообщество к окончательному решению русского вопроса
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Переживания зла» разными сообществами людей зачастую обнаруживают универсальные моменты в своей организации, опираются на довольно-таки универсальные культурные структуры. Например, для «переживания холокоста» Дж. Александер в книге 2013 года «Смыслы социальной жизни» выделил две такие структуры: прогрессивную и трагедийную.  В рамках прогрессивного нарратива каждое конкретное «зло» понимается сообществом неким «пережитком», локализованным здесь и сейчас, имеющим свои основания в унаследованном от «темного прошлого» социальном порядке: предполагается, что «выправление порядков и нравов» позволяет избавиться от этого «зла», что к тому же обусловливает движение общества и людей к некому «светлому будущему».

В рамках нарратива трагедийного «зло» полагается имманентно присущим людям, так что в каждый момент времени оно может выйти из-под контроля и реализоваться в жизни. Потому меры социального контроля для каждого «зла» должны укрепляться постоянно повторяющимися ритуалами, среди которых особое место занимают ритуалы, включающие в себя ощущение причастности как к жертвам «зла», так и к его «производителям», с соответствующим катарсисом и «очищением», — и усилением в итоге индивидуальных психологических установок на личное сопротивление «злу», которые суммируются социальной жизнью в общую волю сообщества.

Дж. Александер проследил, как происходило переформатирование переживания нацистского «Окончательного решения еврейского вопроса» в странах Запада. Если до 60-х годов XX века зверства нацистов переживались в рамках прогрессивного нарратива и евреи не выделялись особо среди других жертв германской машины убийств, то начиная с 1960-х описания страданий еврейского народа стали переформатироваться в трагедийный нарратив холокоста. Зло нацизма было «выведено из истории» в «универсальность» (опыты Милгрэма, etc.), евреи стали главным символом жертв нацистских зверств.

В текущем российском дискурсе тема «неизбывного зла» с недавних пор приобрела определенную популярность, и это стимулирует попытки изучения данной темы в рамках наличествующих научных разработок. Оказалось, что поименованные выше культурные структуры не очень хорошо «ложатся» на отечественный материал. Гораздо лучше «переживания зла» описываются в рамках нарратива, который можно назвать прогрессорским и который представляет собой синтез прогрессивного и трагедийного нарративов. В рамках прогрессорского нарратива «зло» представляется неизбывным, но только в части «иных»: «мы» и «наши» «злу» неподвластны, и вследствие этого «мы» — избранные. А вот «они» погрязли во «зле», причем «зло» является именно что частью их природы и «они» — неисправимы.

Логически в рамках прогрессорского нарратива легко представить «материализацию зла» в виде отдельного «козла отпущения» (или нескольких / многих «козлов / козлищ») с разной степенью сакральной мощи — вплоть до овеществления «абсолютного зла» в фигуре некого Диавола. Так же легко в рамках данного нарратива сообщество может «схлопнуться в рессентимент).

Исторически прогрессорский нарратив виден и в протестантских морально-этических учениях, и в раннем большевизме с его маркированием людей их социальным происхождением, и в идеологическом оформлении того же нацизма. Непосредственно сейчас он просматривается и в филиппиках различных киевских деятелей против «ваты» и «колорадов», и в московском дискурсе о 85%, и в разном другом подобном.

***

Теперь рассмотрим чуть подробнее кейс Донбасса. Если отставить в сторону словеса и сосредоточиться лишь на «неестественном» производстве трупов, то можно увидеть следующее. В Донбассе фактически была создана тотальная лотерея по розыгрышу смерти среди мирных жителей. Периодически запускаемые снаряды случайным образом обрывали жизни и калечили людей в течение довольно длительного срока.

Этакое «Вышел месяц из тумана…» — и вот нам всем горловская мадонна — «… вынул ножик из кармана…» — и десятилетний Ваня стал «самоваром» — «…буду резать, буду бить…» — и идут очередные похороны, и летят во все стороны оторванные у живых людей руки-ноги…

Насколько такая машина по производству смертей соответствует в общем-то уже сложившемуся в человечестве консенсусу в части норм ведения войны? Сдается мне, что не соответствует. Кто среди «прогрессивного человечества» поднимает свой голос протеста против военных преступлений в Донбассе? Слышно лишь «вату» — более никого.

«Неватная» часть «прогрессивного человечества» фактически «вписалась» в пользу лицензии на убийство жителей Донбасса (да и прочих «колорадов» на Украине — чего уж там после Одессы-то) и «не парится» ни по поводу смертей донбассцев, ни по поводу способов их убиения.

Вот когда в медиа представляют, что убивают «ихних», тут «прогрессивное человечество» начинает «волноваться» — см. кейсы Boeing, Волновахи, etc.

Так в рамках донецкого кейса проявляется то самое «мы» — «они», с прочими частями прогрессорской культурной структуры, вплоть до фиксации практически всего «прогрессивного человечества» на фигуре Путина, которая вырастает у них в демона необыкновенной сакральной мощи, и общего рессентимента на этой основе.

Становится также понятным, что антирусизм «прогрессивного человечества» — это не что-то новое, вдруг возникшее. Можно вспомнить, что дискриминация русскоговорящих в Прибалтике происходит уже около четверти века при одобрении «прогрессивной общественности» (а ведь организаторы дискриминации являются к тому же и членами Евросоюза).

Столь же долго не признается уже состоявшееся как государство Приднестровье. Можно также вспомнить и о замалчивании волны антирусских погромов 1990-х, и о табу на обсуждение этнических чисток на Северном Кавказе, и о многом ином. Что уж там говорить о «поджарим колорадов» в Одессе, об обоих мариупольских расстрелах, которые, как видно, всё уже остались вне интереса правоохранительных структур украинского государства. Почему-то мне кажется, что удастся избежать своей криминализации на Украине тем, кто творил военные преступления против мирных жителей Донбасса.

***

Вот так и получается, что украинский кризис вдруг ярко высветил уже существовавший в мире антирусизм. Причем это явление такой степени «анти», что «прогрессивным человечеством» может быть без особого труда выписана лицензия на убийство русских, на их погромы, лишь бы сохранить этих людей в их нынешнем положении.

Можно также видеть, что антирусизм проявляет себя в качестве довольно-таки универсальной системы психологических установок части мирового истеблишмента, хоть и слабо оформленных вербально, что затрудняет его критику и дискурсивную деконструкцию.

К тому же наличествующие тренды как вариантов «решения русского вопроса», избираемых различными управителями на постсоветском пространстве и около, так и расширения мирового ареала «решателей» этого самого «русского вопроса», вполне позволяют допустить и риск появления сценария его «окончательного решения». Вот и возникает вопрос: а стоит ли ждать начала практического воплощения сценария «окончательного решения русского вопроса», пожав соответствующие плоды, или, может быть, стоит продумать меры по его недопущению?

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир