Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

Россия наполовину полна хорошими заемщиками

Половина российских граждан, имеющих обязательства перед банками, отличаются идеальной платежной дисциплиной
0
Россия наполовину полна хорошими заемщиками
Фото: Денис Медведев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Каждый второй заемщик (55%) из числа тех, кто на текущий момент имеет открытый кредит в банке, хотя бы раз допускал просрочку платежей. Таким образом, лишь половине заемщиков удается обслуживать кредит строго в соответствии с графиком его погашения. Об этом свидетельствует анализ базы данных Объединенного кредитного бюро (ОКБ), это бюро кредитных историй обслуживает Сбербанк и наполовину принадлежит ему.

Выводы сделаны на основании анализа кредитных историй 58 млн заемщиков — с двумя другими лидерами рынка, «Эквифакс Кредит Сервисиз» и Национальное бюро кредитных историй, истории ОКБ пересекаются примерно на 60–70% (данные ОКБ). Кредитные истории россиян официально начали формироваться в 2005 году, вместе со вступлением в силу соответствующего закона; их покупают по несколько десятков рублей за штуку банки, микрофинансовые организации, страховщики и операторы связи.

По данным ОКБ, в настоящий момент очередной платеж не внесен в срок каждым пятым заемщиком (20%). Это значит, что треть заемщиков (оставшиеся 30% от 55%) допускали просрочку ранее, но изменили ситуацию и сейчас исправно обслуживают кредит.

При этом до безнадежного состояния обслуживание кредита доводила пятая часть заемщиков (22%) — более трех месяцев подряд они не вносили ни одного платежа (просрочка «90+»), что является основанием для признания такого кредита безнадежным к взысканию. В настоящий момент уже более трех месяцев подряд платежи по кредиту не производят 13% граждан, имеющих кредит. Выходит, что оставшиеся 9% от 22%, даже оказавшись в безнадежной ситуации, всё же смогли из нее выбраться и вернуться впоследствии к установленному графику платежей.

Для сравнения: в США, где институту бюро кредитных историй более 100 лет, просрочку по кредитам допускали не более 20% заемщиков. Как указал директор по инвестициям компании AGT Invest Дмитрий Нужденов, примерно 10–15% от числа российских заемщиков, которые не платят по кредитам, составляют мошенники, которые изначально не планировали возвращать заемные средства. Около 30–40% приходится на долю граждан, которые оказались в сложной ситуации, тем не менее рассчитывают выплатить кредит в будущем, когда обстоятельства изменятся. Примерно 50% штрафников составляют «неосмотрительные» заемщики, которые не умеют планировать свой бюджет, в связи с чем у них и возникают просрочки. При этом, говорит Нужденов, они могут не уплачивать взносы по кредиту до тех пор, пока за них всерьез не возьмутся коллекторы.

— Но не стоит обвинять российского заемщика в халатности, — указал гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин. — Рынок розничного кредитования тоже стал доступен массам максимум лет 10 назад. Еще не успело сформироваться аккуратное отношение к заемным средствам и тем более понимание того, что надо рассчитывать свои силы при оформлении еще одного кредита.

К тому же россияне, говорят эксперты, пока еще не в полной мере осознают важность кредитной истории, на качестве которой сказываются нарушения сроков платежей по кредиту (информация о просрочке платежа хотя бы на один день передается в бюро кредитных историй и оставляет след в досье). Дело в том, подчеркнули в Банке Хоум Кредит (один из ведущих игроков сегмента розничного кредитования), в России пока не так много жизненных благ завязано на кредитную историю в отличие, например, от стран Евросоюза. Здесь от качества кредитной истории зависят многие сферы жизни граждан, в частности, смогут ли они арендовать недвижимость, купить машину или квартиру в кредит под низкий процент, придется ли им платить залоги в компаниях, оказывающих услуги ЖКХ, и пр.

— Примерно 73% от совокупного объема европейского кредитования частных лиц занимает ипотека. По ней просрочка составляет около 0,7%. Оставшиеся 27% приходятся на потребительское кредитование. Тут доля просроченных займов повыше и составляет порядка 2%, — отметил аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

В то же время, указал замгендиректора ОКБ Николай Мясников, в России наблюдается ухудшение входящей клиентской базы. Одним из наиболее весомых показателей, по его словам, является закредитованность заемщиков. По данным ОКБ, 45% заемщиков имеют больше одного кредита, причем из них 18% одновременно обслуживают три и более кредитов. По данным ЦБ, с начала года общая просроченная задолженность по розничным кредитам выросла более чем на 10%, до 731,9 млрд рублей.

— Снижение платежной дисциплины свидетельствует о том, что люди не справляются со своими кредитными обязательствами. Кроме того, потенциально хорошие заемщики после увеличения ставок по кредитам не торопятся идти в банки, обращаются только те, кто действительно в этом нуждается, а это зачастую не самые лучшие клиенты, — добавил Мясников.

Комментарии
Прямой эфир