Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Человеческий фактор неотменяем

Писатель Игорь Мальцев — о том, почему невозможно обезопасить себя от самоубийц
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вопреки распространенному мифу, больше всего самоубийств per capita вовсе не в Финляндии, а в Литве. Россия тоже в этом деле отжигает по полной — наверное, с этим связана бесконечная истерика Роскомнадзора, который вымарывает отовсюду всё связанное с суицидом. Скоро доберется до диссертаций на тему «Подростковый суицид и как с ним бороться», и мы все сделаем вид, что Анна Каренина была убита боевиками ИГ. 

Но если не исследовать проблему, если ее не изучать, не обсуждать и не лечить, то будет то, что мы имеем. При этом слово «мы» не означает непосредственно Россию.

Это мы — это гораздо шире: мы.

Вот, например, Германия по соотношению суицида в обществе на 36-м месте. То есть в отличие от русского третьего места это весьма оптимистические показатели. Но. Если бы в обществе существовало свободное обсуждение проблем суицида, то вы бы уже знали, например, что суицид подвержен, например, моде.

То есть существуют модные тенденции в суициде. Это смешно, но это правда. Так вот, по поводу Германии. Несмотря на низкий уровень самоубийств в стране, и там существуют некоторые модные тенденции. В какой-то момент, лет 5 назад, вдруг среди немцев стал «модным» такой способ самоубийства: разогнаться на машине по трассе до максимума и выехать на встречку. Так делали мужчины, так делали пенсионерки, так делали менеджеры, так делали все подряд.

Самое подлое в этом способе самоубийства — в том, что гибнут случайные люди, которые попадают под самоубийцу и его автомобиль. Это обсуждалось в обществе, это обсуждалось в газетах (и местный Роскомнадзор никого не одергивал, кстати).

То что случилось на рейсе Барселона–Дюссельдорф компании Germanwings, очень похоже на тот когда-то модный сценарий самоубийства. Только вместо пары машин на встречке в заложниках у самоубийцы оказались аж 150 человек. Но главное — это всё вполне в рамках именно немецкой моды на суицид.

Что можно этому противопоставить?

Американцы уже предприняли некоторое шаги. Например, когда один из пилотов уходит из кабины, то на его место садится flight attendant — стюардесса. На тот случай, если с оставшимся пилотом случится, например, сердечный приступ. И чтобы обеспечить доступ в кабину другому пилоту. Если, конечно, пилот в кабине не решил преодолеть сопротивление девушки-стюардессы, которая, скорее всего, физически его слабее.

Сейчас встанет вопрос о том, что американцы выкрутили всем руки после  9/11 и создали ситуацию, при которой дверь в кабину пилотов невозможно открыть даже пилоту, не то что террористу. Более того — оба пилота знают код, по которому можно войти в закрытую дверь. Только при желании этот код блокируется тем, кто остается в кабине пилотов.

Тут возникла неразрешимая дилемма. С одной стороны, непробиваемость двери пилотов нормально работает при обычных угрозах. С другой стороны, мы имеем кошмарную ситуацию, по которой в кабину не может попасть никто. Например, вариант с декомпрессией пилотской кабины, где сидят стюардесса и пилот. Другой пилот, который только что вышел из туалета, уже не может попасть в кабину к людям, которые уже потеряли сознание от нехватки кислорода. И всё.

Можно, конечно, рассматривать варианты с override the system — то есть преодолении ситуации с помощью секретных ключей, паролей и т.д. Но тогда возникает другая дилемма: как только система становится преодолимой волей человека, она оказывается беспомощной перед лицом злого умысла, и, стало быть, смысла в не никакого. Это как с автопилотом — как только вы даете возможность живым пилотам приоритет над автоматическим пилотом, если они считают, что он неправильно работает, то вы тут же предоставляете возможность злоумышленнику те же самые приоритеты. И это дилемма неразрешима.

Последний эпизод с Germanwings, который можно рассматривать как акт массового убийства — как ни крути — ставит так же вопрос: насколько безопасны полеты в принципе? Потому что вся авиапромышленность всю свою авиаэпоху старалась довести техническую сторону вопроса безопасности полетов до абсолютной величины. И каждый раз, с тех пор как большая часть технических проблем решена принципиально, мы сталкиваемся с проблемой человеческого фактора. Которая в отличие от проблемы сближения самолетов, удара молнии, навигации, дублирования систем и т.д. не поддается прогнозированию и что самое ужасное — ремонту.

Некоторые уже задают вопрос — значит ли что-нибудь тот факт, что пилот Любитц проходил обучение в тех же американских школах, что и террористы 9/11?

Ответ — нет, ничего это не значит, кроме того, что летные школы в США — лучшие в мире. Самые дешевые. И погодные условия в местах обучения — лучшие. Так что никакого отношения к терроризму.

Тогда возникает вопрос — а можно ли избежать в будущем таких ситуаций, как с обреченным рейсом Germanwings?

Ответ — нет.

Комментарии
Прямой эфир