Минкультуры призвало Мездрича извиниться перед верующими
Минкультуры России обнародовало свою позицию по спектаклю «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета, выработанную в ходе общественных слушаний, которые инициировал министр Владимир Мединский.
Ведомство встало на сторону верующих и православных активистов, возмущенных интерпретацией христианских символов в спектакле режиссера Тимофея Кулябина.
«Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное проявление неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М. Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением».
Министерство также объявило, что организует проверку финансово-хозяйственной деятельности театра «в связи с большим количеством запросов о суммах финансирования постановки оперы «Тангейзер», гонорарах режиссера и актеров».
Чиновники отметили, что не покушаются на свободу творчества и не считает цензуру допустимой, однако призвали авторов спектакля внести в постановку «необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты».
«Мы напоминаем о нашем праве, более того, обязанности, в рамках реализации «Основ государственной культурной политики» принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки», — гласит заключение Минкультуры.
По мнению ведомства, государственные академические театры должны «избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе».
В общественных слушаниях участвовали Михаил Лермонтов, Павел Пожигайло, Алексей Пузаков — в статусе членов общественного совета Минкультуры, а также Кирилл Крок, Владимир Легойда, Карина Мелик-Пашаева, Захар Прилепин, Константин Райкин, Всеволод Чаплин, Сергей Шаргунов и другие — в качестве экспертов. Присутствовал и директор театра Борис Мездрич.
Не все участники слушаний поддержали позицию Минкультуры, некоторые согласились с ней частично. Так, гендиректор Большого театра Владимир Урин порадовался, что «ситуация перешла в плоскость общественного обсуждения, а не судебных разбирательств».
— Кроме того, министерство вновь заявляет о недопустимости цензуры и декларирует свободу творчества, — подчеркнул Урин.
Другие представители культурного сообщества высказались резко против спектакля.
— То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство, — сказал гендиректор Михайловского театра Владимир Кехман. — Я как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников.
Директор театра Борис Мездрич во время обсуждения заявил, что уберет из спектакля провокационный постер, но напомнил про безусловное право театра на свободу творчества.
— Художнику нужно дать возможность творить таким образом, чтобы это было ему интересно прежде всего. И театру, конечно, здесь нужно параллельно идти. Нельзя сужать творческое пространство художника. Я думаю, что власть, светская власть, российская власть, нигде не должна таким образом себя вести, чтобы образовался некий вакуум, некое пространство для того, чтобы уважаемая Русская православная церковь пошла туда, расширив свои сферы влияния... Да, мы уберем постер, его не будет... Здесь объем дискуссии громадный еще предстоит. Но дискуссии, диалога — все же говорят о диалоге, почему он не обеспечивается в Новосибирске? Почему? Вот в чем вопрос, вот что здесь нужно, и я просил бы передать мою просьбу патриарху, чтобы был обеспечен диалог с нами. Мы готовы.