Россиян переориентируют со вкладов на облигации
По информации «Известий», зампредседателя комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Николай Журавлев подготовил и в ближайшее время внесет в Госдуму законопроект, предполагающий для граждан отмену налогообложения доходов с облигаций. Сейчас население уплачивает подоходный налог с облигационной прибыли в размере 13%. Речь идет только об облигациях российских эмитентов, будь то компания или государство в лице Минфина. В Госдуме и Минэкономразвития поддерживают законопроект.
Облигация в простейшем варианте — это долговая ценная бумага, купившему ее инвестору эмитент обязуется в будущем вернуть вложенное и определенный процент за пользованием деньгами. Логику внесения изменений в законодательство Журавлев объясняет тем, что облигациям сейчас невозможно конкурировать с банковскими вкладами. Депозиты в отличие от ценных бумаг страхуются государством в пределах 1,4 млн рублей, а доход по ним не облагается налогом — если ставка по ним не выше 18,25% годовых (ставка рефинансирования ЦБ, то есть 8,25%, плюс 10 процентных пунктов). Соответствующий закон о поправках в Налоговый кодекс подписал президент Владимир Путин 29 декабря 2014 года, ранее граждане уплачивали 35-процентный налог с рублевых депозитов со ставками от 13,25% годовых. В условиях кризиса, после повышения ключевой ставки ЦБ до 17% годовых банки подняли ставки по вкладам до 17–18% годовых.
— Необходимо уравнять налогообложение по вкладам и облигациям. В противном случае мы никогда не разовьем рынок облигаций у населения, а это один из основных инвесторов во всем мире, — добавил Журавлев. — Сейчас облигациям невозможно конкурировать с банковскими вкладами.
Сенатор указывает, что облигация — это прямой путь денег в реальный сектор экономики, особенно в случае корпоративных облигаций, доход по которым почти всегда выше, чем по государственным или муниципальным облигациям. Что касается гособлигаций, то в понедельник, 26 января, на заседании бюджетного комитета в Совете Федерации первый замглавы Минфина Татьяна Нестеренко заявила, что Минфин рассматривает возможность возвращения государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на рынок госбумаг. С ними связаны не лучшие воспоминания. ГКО выпускались для граждан с 1991 по 1998 год. Эмитентом выступал Минфин, генеральным агентом по обслуживанию выпусков — Центробанк. 17 августа 1998 года был объявлен технический дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых (рост доходности по облигациям, которые обращаются на бирже, означает повышение риска). С тех пор ГКО для физлиц не выпускались.
По словам опрошенных аналитиков, доходность по российским облигациям надежных эмитентов сейчас 17–18% годовых, по гособлигациям — 14–15%. Можно купить и облигации иностранных компаний (через посредников), но по ним доходность существенно меньше и составляет в районе 5–7%.
— Но в итоге россияне, вложившись в облигации, получают не весь доход с них, а за вычетом налога в 13%, то есть доходность 18% превращается в 15–16%, — указывают эксперты. — В итоге по доходности эти ценные бумаги сейчас проигрывают вкладам.
Директор департамента финансовых институтов и рынков капитала СМП Банка Станислав Полищук указывает, что самая последняя из доступных статистика по облигациям датирована 28 ноября 2014 года, источник — Cbonds.ru. Так, объем рынка облигаций по номиналу составлял 9,9 трлн рублей, из которых на облигации федерального займа, субфедеральные и муниципальные бумаги приходилось около 4,2 трлн рублей, на корпоративные — 5,7 трлн (из них 3 трлн — ценные бумаги банков и других финансовых институтов). Из этих гигантских сумм объем облигаций у физлиц пренебрежимо мал. Последняя статистика ЦБ по вкладам датирована 1 декабря 2014 года. Согласно данным регулятора, объем рублевых вкладов граждан — 13,8 трлн рублей (валютных — 4,4 трлн). Именно рублевые вклады рассматриваются как конкурент облигациям, по валютным ставка существенно ниже — сейчас не выше 10% годовых по депозитам в долларах и евро.
— Сложился перекос привлекательности вложений в сторону банковских депозитов перед другими финансовыми инструментам, в том числе и облигациями, — согласен начальник аналитического управления УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Воробьев. — Для повышения интереса физлиц-инвесторов к облигациям необходимо, во-первых, отменить для них налогообложение доходов по облигациям, а во-вторых, последовательно повышать финансовую грамотность населения. Основные плюсы вложений во вклады: отсутствие налога на проценты по депозитам со ставкой до 18,25% годовых, госстраховка от Агентства по страхованию вкладов (АСВ), существенная простота оформления депозита с точки зрения временных и документарных затрат. Минусы инвестиций в депозиты: отсутствие диверсификации вложений с точки зрения отрасли (вклад можно открыть только в банке: если будут сложности с банковской отраслью в целом, то нивелировать этот риск нельзя), отсутствие возможности забрать средства досрочно без потери процентов. Некоторые банки предлагают депозиты, где можно забрать средства без потери дохода, однако ставка по этим вкладам обычно ниже.
В числе плюсов инвестиций в облигации аналитики отмечают возможность диверсификации отраслевого риска — скажем, можно накупить облигаций только телеком- и нефтяных компаний, также можно купить бумаги с любым нужным сроком погашения. Также есть возможность в любой момент продать облигацию на той же Московской бирже без потери накопленных процентов — правда, если облигация выбрана с умом. И тут начинаются минусы. Выбрать облигацию посложнее, чем выбрать банк и тип вклада, поэтому инвестору необходимо разбираться в кредитном качестве эмитентов. Процесс инвестирования, впрочем, можно упростить, если покупать не сами облигации, а инструменты на его основе, например ПИФы облигаций. Среди других очевидных минусов: придется платить брокерской компании, но это доли процента от оборота. И плюс, и минус: рыночная цена вашей облигации может и подняться выше номинала, и опуститься ниже него — в зависимости от условий на финансовых рынках. Другая неоднозначная черта таких вложений — возможность принимать на себя риски (и «премию за риск») с не самыми популярными эмитентами.
В Госдуме поддерживают инициативу Журавлева. Зампредседателя думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков считает, что обнуление налога по облигациям нужно.
— Необходимо двигаться в этом направлении. У граждан должен быть широкий выбор инструментов инвестирования. В текущих условиях — при фактически равной доходности — налог по облигациям является однозначно сдерживающим фактором, — уверен он.
В Минэкономразвития также концептуально поддержали законопроект сенатора.
— Это поможет действующему бизнесу привлечь денежные средства и будет стимулировать активность на рынке ценных бумаг, — пояснила помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева Елена Лашкина.
В пресс-службе ЦБ «Известиям» сообщили, что регулятор озвучит свою официальную позицию по поводу инициативы сенатора после того, как автор законопроекта направит его в Банк России на рассмотрение. В Минфине не ответили на запрос «Известий».
В компании Swiss Appraisal (в России и СНГ) согласны с тем, что облигация — это прямой путь денег в экономику.
— Финансовые средства по депозитам, поступающим в банк, используются на усмотрение конкретного банка и могут вообще не доходить до реального сектора. Покупая облигации конкретной компании, частный инвестор непосредственно кредитует именно данную компанию, — отмечают в компании.
— Обнуление налога по облигациям — отличная мера, которая сможет привести на фондовый рынок новые деньги из-под матрасов и из банков, — говорит управляющий директор компании «Инвесткафе» Иван Кабулаев. — Сейчас действительно непонятно, как конкурировать с депозитами. Интерес граждан к фондовому рынку способен привести к росту спроса и на другие инструменты (в первую очередь акции), что должно привести к более справедливому и равномерному распределению капитала на рынках. Я считаю, что в результате инициативы на облигационный рынок может попасть несколько сотен миллиардов рублей в течение года после принятия законопроекта.
Но начальник отдела стратегических операций банка «Открытие» Михаил Зак считает, что обнуление налога вряд ли решит проблему непопулярности облигаций у населения, так как дополнительные 1–2% прибыльности, о которых идет речь, не создадут у рядового банковского клиента желания попробовать что-то новенькое, довериться брокерам и корпорациям. Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий согласен, что инвестициям граждан в облигации мешает не столько налогообложение, сколько низкий уровень финансовой грамотности.
— Я не думаю, что облигации составят большую конкуренцию вкладам, поскольку у вкладов есть неоспоримое преимущество в виде страхования со стороны государства в пределах 1,4 млн рублей, а для госбанков существует фактически неограниченная государственная поддержка, — говорит руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг. — Кроме того, вклад может быть возвращен вкладчику по первому требованию. Выйти из облигации до срока ее погашения без потерь инвестору будет сложнее.