Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Леди Макбет Мценского уезда» вернулась в «Метрополитен-опера»

Ноябрь в Нью-Йорке проходит под знаком русского искусства
0
«Леди  Макбет Мценского уезда» вернулась в «Метрополитен-опера»
Фото: metopera.org
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Нью-Йорк в ударном режиме знакомится с русским искусством 1930-х годов — сразу на двух сценах Линкольн-центра представлены знаковые произведения этого периода. В Нью-Йоркском городском театре Михайловский балет показывает «Пламя Парижа», рядом «Метрополитен-опера» дает «Леди Макбет Мценского уезда». Если революционный балет здесь видят впервые, то с эротической оперой американцы познакомились еще в 1935-м: Нью-Йорк стал первым зарубежным городом, где услышали сочинение Дмитрия Шостаковича.

Доверившись музыкальному тексту, режиссер Грэм Вик и его коллеги (художник по костюмам и сценограф — Пол Браун, хореограф — Рон Хоуэлл, светодизайнер — Ник Шелтон) избрали правильную стратегию. «Леди Макбет» — из тех властных сочинений, где режиссерские решения диктует сама музыка, зримо живописующая ситуации и персонажей. И этот диктат настолько неколебим, что любая постановочная вольность воспринимается элементом чужеродным.

В спектакле «Метрополитен-опера» «чужого» нет, хотя постановщики не относятся к опере, как к священной корове: переносят действие из XIX века в XX и всячески подчеркивают общечеловеческое значение «Леди Макбет». На то, что история Катерины Львовны Измайловой, убившей мужа и свекра ради счастья с любовником, происходит в России, указывают только мундиры сотрудников МВД в сценах в околотке да подвешенный к колосникам плакат «Поздравляем» в эпизоде свадьбы. В остальном эти события могли развернуться как в российской глубинке, так и в американской провинции: и там и там жаждущему человеку трудно себя занять.

Работники Измайловых стали монтажниками, сварщиками, эскалаторщиками, хозяева — владельцами строительной фирмы, а строительные аксессуары — непременными составляющими действия. Работницу Аксинью спускают на сцену на лебедке, место упокоения мужа Катерины придавливают болванкой, в могилу свекра заливают содержимое бетономешалки. Профессиональный акцент логически приводит к метафоре: рабочие возводят дома, Катерина — свое счастье. Вот только стройка, замешанная на крови, рано или поздно уйдет под землю, накроется могильной плитой. 

Для разного рода плит и прочих знаковых объектов  предусмотрено нижнее сценическое пространство — выгородка с расположенными в ряд дверьми. Из стройплощадки она легко трансформируется в комнаты измайловского дома, гараж, двор, полицейский участок, место привала каторжников. Верхнее пространство предназначено для комментариев и наблюдений. Отсюда на зеленый ковер супружеской спальни летят алые маки — знак разгорающегося чувства, здесь разворачивается панорама спящего города с летающими фигурами (привет полотнам Марка Шагала, украшающим фойе «Метрополитен-опера»).

Катерина в исполнении Евы-Марии Вестбрук — не из тех, кто в обычной жизни летает в мечтах и снах. Да и к чему эти телодвижения? Дом — полная чаша, распорядок дня выверен — «чаю с мужем попила, опять легла». И мечтается ей о нормальном, о житейском — мужской ласки бы да ребеночка родить. В полет эту Катерину отправляет тоска по непознанной жизни, хотя понятно, что летать ей придется одной — муж (Раймонд Вери) пугается ее прикосновений; любовник (Брендон Джованович), при всей на словах заявляемой «чувствительности», — прожженный альфонс; свекор  (Антолий Кочерга) — единственный, кто равен Катерине по силе характера, готов любить невестку только под покровом ночи, днем же он стоит на защите семейной чести. Своего космоса Вестбрук — Катерина достигает в двух  финальных монологах. Последний — «В лесу в темной чаще есть озеро», пропеваемый на тончайшем пианиссимо, окончательно лишает трагедию- сатиру (так определил жанр оперы Шостакович) сатирического и уводит в высокие трагические сферы.

Ноябрьский блок «Леди Макбет» в «Метрополитен-опера» — возобновление постановки 1994 года, финальный спектакль которой прошел 15 лет назад. Судя по реакции зала, новая встреча с великой музыкой и дерзким текстом не обманула ожиданий. Правда, сочность последнего оказалась доступна только владеющим русским языком: английские субтитры сгладили откровенность либретто, написанного 26-летним Шостаковичем в содружестве с Александром Прессом. Но музыку русского композитора благодаря изумительному оркестру под управлением Джеймса Конлона и замечательной команде певцов искушенная публика главного театра Америки смогла оценить в полной мере.

Комментарии
Прямой эфир