Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В акции «Бессмертный полк» в Буэнос-Айресе приняло участие более 200 человек
Армия
ВС РФ уничтожили два безэкипажных катера ВСУ в акватории Черного моря
Мир
Пакистан испытал дальнобойные ракеты на фоне напряженности отношений с Индией
Общество
Глава СК поручил возбудить дело из-за осквернения памятника героям ВОВ в Болгарии
Мир
США провели испытания прототипа гиперзвуковой ракеты морского базирования
Мир
В Совфеде указали на усталость жителей Польши от украинских беженцев
Мир
Восемь стран ОПЕК+ сообщили об увеличении добычи нефти в июне
Мир
СМИ сообщили об отмене Фицо рабочей программы из-за возможных проблем со здоровьем
Мир
В Пекине прошла акция «Бессмертный полк»
Мир
РФ и Пакистан проведут телефонный разговор на уровне глав МИД
Мир
Пять человек провели более двух суток на крыше самолета после крушения в Боливии
Мир
Нетаньяху перенес свой визит в Азербайджан
Общество
Граждане КНР собрались в центре Москвы в ожидании репетиции парада Победы
Общество
Москвичей предупредили об усилении ветра до 17 м/с с 3 по 5 мая
Общество
В парке «Патриот» высадили масштабный геоглиф в честь Дня Победы
Мир
Сенатор США выступила против финансирования Украины на фоне сделки по ресурсам
Мир
Президент Мексики выступила против размещения войск США в стране

Есть Григорович — есть Большой балет

Возобновление «Легенды о любви» в главном театре России встретили овацией
0
Есть Григорович — есть Большой балет
Фото: bolshoi.ru/Дамир Юсупов
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сюжет «Легенды о любви», как и подобает восточной истории, прост и изящен. Царица Мехмене Бану жертвует красотой ради спасения сестры Ширин и теряет возлюбленного — художника Ферхада, отдавшего предпочтение сестре. Ферхад и Ширин пытаются бежать, но их настигает погоня, отправленная Мехмене. Сестры обречены на одиночество, а Ферхад отправляется в горы добывать воду для жаждущего народа. 

Со дня первого представления балета минуло 53 года, но сочинений, способных на равных конкурировать с великолепным созданием Григоровича и его соавторов — либреттиста Назыма Хикмета, художника Симона Вирсаладзе, композитора Арифа Меликова, — по сей день немного. Результат упомянутого содружества ошеломляет гармоничной соразмерностью. Это поистине сочинение единого дыхания, где синтез драмы, музыки, живописи и танца обрел почти совершенное воплощение. 

Среди оригинальных спектаклей Григоровича есть очень удачные и очень успешные, есть менее удачные и менее востребованные, но это большие — во всех отношениях — балеты. Они идеально заполняют огромную сцену, не греша ни скученностью, ни малолюдностью. В них есть динамика, но нет суеты. Они длятся ровно столько, сколько нужно, чтобы внушить зрителю масштабность происходящего, и при этом не опустошить, оставив силы и желание для размышления.

Но самое главное — в балетах Григоровича нет мелких чувств. Это большой мир больших людей независимо от того, кто его герои — уральские мастеровые или особы царской крови. Пассажи из недавней премьеры Большого театра, когда страсть передается барахтаньем под простыней, а неоднозначность персонажа — воплем в публичном месте, для Григоровича невозможны. Он оперирует большими величинами. Любовь, отчаяние, ненависть, самопожертвование, благородство — для него чувства грандиозные как по содержанию, так и по воплощению. Отчаянный шпагат героини пронзает не воздух — вселенную, размеренное шествие топчет не окрестности дворца — судьбы героев, неумолимая погоня посягает не на физическую свободу, а на право свободного выбора. 

bolshoi.ru%2F%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%AE%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2

Лучшие из балетов Григоровича — балеты-метафоры, балеты-знаки. Как ни печально для танцовщиков, жаждущих самовыражения, здесь хороши те, кто способен полностью довериться выразительности пластического рисунка, вписаться в ткань балета, как виньетка в восточный орнамент. Первый состав «Легенды» — Светлана Захарова (Мехмене Бану), Анна Никулина (Ширин), Денис Родькин (Ферхад), Виталий Бектимиров (Визирь) — так и сделали.  

Самая мощная из кульминаций возобновленной «Легенды о любви» случилась через несколько минут после ее окончания, когда на сцене Большого театра собрались все исполнители и Захарова вывела к публике Григоровича. Автор эпохальных балетов утвердился в центре, артисты почтительно отодвинулись к кулисам, предварительно сложив к ногам мэтра охапки цветов. Стоп-кадр данной мизансцены выявил особенность, можно сказать, мистическую. Маленький, хрупкий человек каким-то непостижимым образом подчинил себе и сцену, и зал. 

Григорович устарел, говорят отдельные знатоки. Все-таки последний его спектакль был поставлен в 1982-м, а балеты стареют быстро. Мысль, возможно, имела бы право на хождение, когда бы в Большом была равноценная замена. Но замены нет, а Григорович — хореограф действительно большой. В общем, если нашумевшее высказывание «есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России»» кто-то и пытается оспорить, то заявление «есть Григорович — есть Большой балет, нет Григоровича — нет Большого балета» звучит почти аксиомой.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности