Мистер Дарси поверил в «Магию лунного света»

Новую ретрокомедию Вуди Аллена «Магия лунного света» высоко оценят любители путешествий в пространстве и времени. Если они к тому же окажутся поклонниками Колина Ферта, удовольствие будет двойным. Оставим за скобками ворчание киноманов, сетующих, что в своем 44-м фильме Аллен недостаточно эволюционировал — более того, преступно повторился, а 54-летний Ферт староват для роли возлюбленного 20-летней девушки. Скажем лучше, что Колин Ферт сыграл повзрослевшего мистера Дарси (завораживающая романтичность и тонкая ирония остались при нем), а Вуди Аллен вновь снял стильный, как картинка в дорогом альбоме, фильм-путеводитель.
Место действия «Магии...» — Берлин, Лондон, Ницца. Время — 1928 год. Эпизодическое представление первых двух городов восполняется безошибочным попаданием в атмосферу. Цирковое представление сопровождает нарезка из хитов конца 1920-х — «Весны священной» Стравинского и «Болеро» Равеля, а крошечную роль певички в берлинском кабачке играет Уте Лемпер, возможно, единственная вокалистка наших дней, идеально владеющая ретростилем.
Главный же объект внимания — лазурный берег Франции: Ницца и ее окрестности. Здесь много солнца, аквамариновое море, живописные скалы, уютные лагуны. По извилистым лентам дорог мчатся фасонные ретромобили. Обаятельные персонажи безупречно носят смокинги и жемчуга. История, вписанная в эти совершенства, просто обязана быть красивой, и Аллен — мастер изящной интриги — сотворил именно такую.
Британского иллюзиониста Стэнли (Колин Ферт) после представления посещает давний приятель, соотечественник и тоже иллюзионист Говард (Саймон Макберни). С грустью отметив, что к мастерству Стэнли ему никогда не приблизиться, Говард переходит к делу. Оказывается, его друзья приютили в своей роскошной вилле на Лазурном берегу мать и дочь, выходцев из американской провинции с непроизносимым названием.
Дочь (ее зовут Софи) с возрастающим успехом дает спиритические сеансы в окрестных особняках, а для хозяйки, миссис Бейкер, ежедневно вызывает дух покойного супруга. Миссис Бейкер уже готова финансировать спиритический фонд Софи, в то время как ее сын, жизнерадостный болван, предложил девушке руку и сердце.
Сам же Говард отчаялся разоблачить гостью, более того, поверил в ее провидческий дар, хотя в глубине души понимает, что Софи — авантюристка, пусть и высокого полета. Теперь его единственная надежда — Стэнли, чьи профессиональные знания помогут вывести мошенницу на чистую воду и тем самым сохранят благосостояние миссис Бейкер.
Здесь бы Стэнли задуматься, с чего это друг так настойчиво печется о деньгах некой миссис, но тщеславие берет верх над благоразумием: кто, как не он, великий иллюзионист, способен установить истину? Однако девушка (Эмма Стоун) — небесное создание с ангельским взором — с первых же дней обрушивает на Стэнли столько подробностей его личной жизни (никому, как он считает, неизвестных), что повергает гостя в жестокую депрессию. Неужели это правда, думает он, и выскочка из американского захолустья, никогда ничему не учившаяся, обладает даром провидения, о котором я, знающий всё о своей профессии, не могу даже мечтать?
До трагической исхода эта моцарт-сальериевская коллизия, слава богу, не дойдет — с фирменной алленовской непредсказуемостью развернется на 180 градусов. Окажется, что нет никакой коллизии и если человек желает, то сам, не оглядываясь на конкурентов, может придумать себе дар, любовь и целый мир в придачу. Тогда-то жизнь из отупляющего «покорения высот» превратится в восхитительное путешествие, где потери необременительны, разлуки легки, а каждый поворот сулит счастливую встречу.
Вопрос только в том, как оградить благословенное пространство от суровых внешних влияний. Герой «Полночи в Париже» садился в таинственный автомобиль и отправлялся в другое временное измерение. Герой «Магии... » влюбляется в девушку, которая для него и есть воплощение этого мира. Вуди Аллен снимает кино — и это самая выигрышная позиция. Автомобиль может проехать мимо, девушка — уйти с другим, а в том, что 78-летний Аллен снимет свой 45-й фильм, мало кто сомневается.