Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Герасимов указал на наступление ВС РФ на всех направлениях
Мир
СК заочно предъявил обвинения Каллас в уничтожении советских памятников
Мир
WP сообщила о переговорах Ирана и Израиля через Россию
Армия
Расчет ударного БПЛА «Молния-2» уничтожил пункт управления дронами ВСУ
Армия
Средства ПВО сбили 34 украинских дрона над территорией России
Мир
Трамп указал на вину позиции Киева в затягивании конфликта на Украине
Мир
Трамп допустил возможность визита и. о. президента Венесуэлы Родригес в США
Общество
Политолог указал на стратегическую пользу антироссийских санкций для России
Армия
ВС РФ освободили восемь населенных пунктов за две недели января
Мир
Постпред США при НАТО допустил скорое завершение конфликта на Украине
Мир
Стармер заявил о согласии X соблюдать законы Британии об интимных дипфейках
Мир
Макрон заявил об участии Франции в совместных учениях с Данией в Гренландии
Мир
Трамп 15 января проведет встречу с лидером оппозиции Венесуэлы Мачадо
Мир
Стало известно о возможном проведении заседания СБ ООН по Ирану 15 января
Общество
Аналитик рассказала о настороженности банков из-за схожих сумм денежных переводов
Спорт
ФК «Реал» проиграл «Альбасете» в матче Кубка Испании со счетом 2:3
Общество
Предприниматель назвала ключевые модные тенденции зимы 2026 года

Фатальная ошибка Михаила Ходорковского

Писатель и философ Андрей Ашкеров — о том, насколько обдуманно бывший олигарх выбрал день для своего политического заявления
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ходорковский объявил о том, что не исключает своего баллотирования на пост президента. Немалое число комментаторов поспешило объявить о том, что Ходорковский непредсказуем, ибо при выходе из тюрьмы утверждал обратное. «Мол, как же он не держит свое слово, это ведь так не по-пацански».

Однако в новом заявлении бывшего всенародного сидельца нет ничего, что шло бы вразрез не только с политической логикой, но и с житейской правдой. Тюрьма стала для Ходорковского не просто печальным обстоятельством личной истории. Пребывание в застенке снабдило его общечеловеческой ролью, позволившей расстаться с амплуа обычного олигарха «из девяностых», куркуля и кровопийцы, столпа халифата баблобесия, прозванного в народе «семибанкирщиной».

Выходя из тюрьмы, бывший олигарх всячески подчеркивал, что его прежнего больше нет, что прежний он сгинул «во глубине сибирских руд» и никогда больше не возродится. Несмотря на то что, по слухам, и из тюрьмы Ходорковский продолжал кое-что решать, а значит, не расстался полностью ни с былыми методами, ни в с влиянием, покинув застенок, он предстал перед разгоряченной общественностью как аскет и чуть ли не мистик.

Возникало ощущение даже не принудительного заключения под стражу, а добровольной епитимьи, да и такой еще, которая была принята во избавление не только от своих грехов, но и от грехов всего поколения.

Временами казалось даже, что Михаил Борисович и сам верил в то, что отбелил черного кобеля: искупил вину обуржуазившейся комсомолии, некогда пустившей по миру полстраны НТТМ-прогресса ради.

Поэтому первое послание Ходорковского при выходе из тюрьмы было даже в какой-то степени покаянное: вроде как раньше ему, олигарху, было чуждо всё человеческое — и был он Люцифером Фрунзенского райкома комсомола, и давал он жизнь другим таким же Люциферам такого же «мценского замеса». Теперь же не то, что прежде, — Ходорковский восставал с самого дна русского тюремного «ада на Земле», показывал без аффекта, что хлебнул горя и соединился с судьбами простых человеков, живущих от сумы и до тюрьмы.

Нет смысла так уж долго разбираться, кому и чем должен быть благодарен бывший олигарх за прижизненное отпущение и статус страстотерпца. Если Владимир Владимирович Путин и является, как считают некоторые богословы, «посланцем божьим», то именно в отношении Ходорковского — Путин Ходорковского распял, Путин Ходорковского воскресил.

В любом случае при выходе из застенка Ходорковский поразил в самое сердце сердобольного русского народа — пролив покаянную слезинку, стал он «слезинкой ребенка», вкатившейся из глаз страдальца-великана.

Далее, если кто забыл, последовал сюжет, позаимствованный у киноэкрана: как в фильме «Мертвый сезон», в котором блистал покойный Банионис, преисполненный святости сиделец был доставлен в черном глянцевом автомобиле на аэродром, откуда взмыл на не менее глянцевом, но уже белом лайнере в сторону Неметчины.

Возможно, кому-то этот взмывший лайнер с Михаилом Борисовичем на борту мог показаться выстрелом в сторону из пушки, начиненной прахом поверженного врага, однако вряд ли Михаил Борисович завершил свою карьеру Григория Отрепьева. 

Однако мне пломбированный авиасалон Ходорковского больше напоминает пломбированный вагон Ленина, в котором тот проследовал в Россию при дружеской поддержке германского генерального штаба. Разница только в том, что Ленин не передавался на попечение этого самого генштаба из России: Ленин справился сам.

В передаче же Ходорковского определенно есть умысел, и только очень поверхностный наблюдатель почитает его самоубийственным. Речь скорее идет о получении каких-то гарантий. Гарантий по принципу «милость к падшим» в обмен на «милость к падшим». 

Другой вариант: в попытке заменить «германкой» прежнюю «англичанку». 

Далеко не только конспирологи полагают, что даже в случае с трансфертом власти в Советском Союзе часть суверенитета делегировалась внешней стороне. Чтобы крушения здания местной государственности не произошло, контроль над замковым камнем этого здания передавалась на каких-то условиях иноземному гаранту. Чтобы рухнувшее здание не завалило в случае чего своими обломками всю Европу. Эта конструкция преемственности и порядка и называлась «общеевропейским домом». (Все прочие рассуждения об «общеевропейском доме» являются обычными бла-бла-бла.)

Вполне возможно этот механизм translatio imperii на русской почве берет начало со времен Софьи Палеолог, вполне возможно именно его хотел применить и Иоанн IV (Грозный), стремившийся к браку с английской королевой Елизаветой I, доподлинно установить это можно только с помощью детального исследования. Однако даже если у исторических гипотез такого рода нет никаких подтверждений, никто не может исключить того, что эти гипотезы являются предпосылками для политических действий в новейшую эпоху. 

Не составляет труда представить ситуацию, когда в случае с Горбачевым роль гаранта отводилась железной Тэтчер. Еще меньше труда в том, чтобы представить сегодня в роли железной Тэтчер титановую Меркель.

Нет никаких поводов для того, чтобы удивляться тому, что Ходорковский выступил с политическим заявлением о возможном президентстве. Это заявление может показаться неожиданным только потому, что оно является закономерным, а в рутинном потоке новостей, каковым предстает политика сегодня не только обывателю, а кому угодно, именно закономерное предстает наиболее неожиданным.

Даже если вообразить себе, что досрочное освобождение Ходорковского было элементом торга в обмен на будущее признание Крыма российским, его присутствие в публичном пространстве будет иметь последствия, весьма далекие от ожидаемых.

Дело в том, что управление через рутинизацию политики и превращение гражданина в пользователя с ТВ-пультом наперевес давно уже привело к тоске по местному Махатме Ганди, которым не стал и вернувшийся в Россию Солженицын. Поэтому вся система власти через превращение гражданского общества в интернационал телепузиков будет с неизбежностью порождать такого «Махатму Ганди» с неограниченным кредитом доверия.

Не имеет значения, что срок действия этого кредита будет во много раз меньше, чем не только у Путина, но и у Ельцина. Принципиально, какие политические телодвижения породит он у обладателя на пике его веры в себя.

Пример не только Сахарова, но даже Новодворской показывает нам, что у определенной части общества до сих пор невероятно сильна склонность к папацезаризму и теократии. И на беду для всех эта склонность совершенно не опознается «продвинутыми горожанами», полагающими, что они выступают оплотом светскости и атеизма.

Положение дел, однако, таково, что именно бытовой атеизм городских авангардов оборачивается склонностью к политическому идолопоклонству. Волей к тому, чтобы припасть ниц перед живым божеством. Сам Ходорковский, возможно, и не хочет им становится. В конце концов, как уже не раз говорили, «трудно быть богом».

Однако все препятствия работают только на то, чтобы освобожденный сиделец был обожествлен. В конечном счете боги, в отличие от монархов, не выбирают, кем им быть. Этим они отличаются от простых смертных, которые имеют блаженную привилегию не знать, чего они хотят и для чего народились. У Ходорковского подобной привилегии нет, теперь уже нет.

Однако он делает ошибки и по этим ошибкам видно, как он цепляется за то, чтобы оставаться простым смертным. Одна из ошибок Ходорковского может стать фатальной. Он объявил о своем возможном президентстве в день, когда группа москвичей, одетых в жовто-блакитные лозунги и одежды, вышла на площади, чтобы доказать украинцам, что они не москали, а самые что ни есть «национал-предатели».

Теперь может оказаться так, что страной, которая проголосует за Ходорковского, окажется не обновленная Россия, а единая УССР с особой территорией в виде перекочевавшего из РФ Центрального административного округа города Москвы.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир