Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Демократия суверена

Журналист Владислав Мальцев — о том, как суть народовластия восстанавливается через отрицание ее формы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Брянский губернатор Николай Денин получил общероссийскую известность в октябре 2012 года, когда в очередной раз продлевал свои полномочия на выборах. Кандидату от КПРФ Вадиму Потомскому удалось снять шедшего от «Единой России» Денина с гонки… после чего снялись и все прочие кандидаты, выступавшие от «Яблока» и ЛДПР. Выборы тем самым попросту срывались. В итоге Денин был экстренным путем восстановлен и на выборах победил своего оппонента с двойным разрывом (65,22% против 30,83%). 

Это при том, что проблемы в управлении областью и недовольство населением в адрес находившегося на своем посту с 2004 года губернатора были для всех, в общем-то, секретом Полишинеля. Тем не менее, что опять же очевидно для всех, наличие административного ресурса и принадлежность к партии власти дают у нас возможность переизбираться даже в таких условиях. Иначе говоря, механизм формальной демократии дает сбой. 

Уход Денина — это сигнал о выстраивании новой модели власти, более сложной, чем та, к которой привыкли и местные элиты, и, как ни странно, либеральная оппозиция, всегда будирующая тему о том, что непопулярные чиновники любыми способами блокируют их от триумфального прихода во власть. Ситуация, когда целый ряд топовых либеральных политических деятелей банально не смогли собрать в Москве — оплоте своего электората — подписи, ибо им попросту некому было помогать, говорит сама за себя. 

Новая система власти — назовем ее «демократией суверена» по аллюзии с известным термином «суверенная демократия», ибо механизмом решения здесь является Центр, или Кремль, или президент, если персонифицировать эти понятия, — более сложна и предполагает, во-первых, появление удаленного от регионов оценочного органа качества работы их лидеров, во-вторых, конкуренцию двух официальных партий власти. 

Роль оценочного института выполняет Фонд развития гражданского общества, чьи открытые доклады посвящены в огромной степени именно тематике регионов. На протяжении ряда таких «сигнальных» публикаций, исходящих из конторы Константина Костина, Денин фигурировал в самом низу списка глав регионов, рассортированных по эффективности. 

Это был своего рода сигнал. 

После очередного сигнала, за которым не последовало очевидного исправления со стороны проштрафившегося, в Кремле принимается соответствующее решение — уволить губернатора (напомним, лишь пару лет назад триумфально переизбравшегося на прямых выборах) с занимаемой должности «в связи с утратой доверия». 

«Дублером» партии власти в лице «Единой России» выступает «Общероссийский народный фронт» (ОНФ). Ставший после увольнения Денина и.о. губернатора Брянщины Александр Богомаз — никто иной как сопредседатель регионального штаба ОНФ. Можно добавить, кстати, что эта организация также отправляет свою социологию в Кремль — правда, закрытую, но тем не менее это еще один собственный «барометр общественных настроений» в регионах. 

Неизбежный вопрос: не противоречит ли обрисованная нами «демократия суверена» идее демократии, согласно которой единственным источником власти является народ?

Во-первых, как видим, формальная модель демократии, то есть прямые состязательные выборы, на практике порой не работает (кстати, не только в России). Иначе говоря, надо сохранять суть демократии (у власти не должен находиться человек, вызывающий своими действиями у большей части населения неприятие), жертвуя ее существующей формой (снятие должно производиться путем выражения недоверия на прямых выборах). Проще говоря: «вам шашечки или ехать?» 

Во-вторых, апеллирующим к западной модели управления надо указывать и на такой важный момент. Глава муниципалитета или местный шериф в тех же США независим от государства и не может быть им снят, потому что избран и взят на зарплату образованием, живущим на собственные средства. Кстати, одна из причин бунтов, подобных недавнему в Фергюсоне, — то, что бедность в Штатах «консервируется». 

Бедный муниципалитет не может содержать хорошие школы, отсюда — плохое качество образования в них, которое, в свою очередь, порождает заведомых аутсайдеров в жизни, толкая их к криминалу. Разгул криминала — из муниципалитета бегут бизнесмены, снижается собираемая в виде налогов доходная часть местного бюджета, поэтому ситуация со школами и прочей социалкой еще хуже и т.д. 

Замкнутый круг. 

В России ситуация иная: Центр собирает налоги и прочие доходы с регионов, а затем из этих денег, добавив к ним доходы от государственных активов, обеспечивает выплату одинаковых в разных субъектах федерации зарплат бюджетников и пенсий, финансирование местных целевых программ и т.д. Практически все российские регионы дотационны, вопрос тут лишь в доле, которую прямые дотации из федерального бюджета и заемные деньги государственных банков занимают в доходной части их бюджетов. 

Так что Центр, выступая софинансистом региона, тем самым, в соответствии с сутью западной модели демократии, получает и определенные электоральные права…

Комментарии
Прямой эфир