Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Александр Нуризаде стал новым послом России в Хорватии
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Общество
Защита Мартыновой обжалует приговор за покушение на убийство дочери
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Мирзиёев примет участие в праздничных мероприятиях ко Дню Победы в Москве
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Общество
Суд в Москве арестовал журналистку Кеворкову на два месяца
Мир
Лавров обсудил с главой МИД Саудовской Аравии развитие отношений РФ и КСА
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Захарова предрекла, что беженцы и оружие с Украины сыграют с ЕС «кровавую шутку»
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин подписал указ о национальных целях России на перспективу до 2036 года
Мир
Президент Абхазии отправил в отставку главу МИД страны
Мир
Лукашенко назвал русофобию трендом у европейских элит
Общество
МЧС предупредило о похолодании в Подмосковье до -3 ночью и утром 8 мая
Мир
Австрийский депутат осудил желание Вены укрепить сотрудничество с НАТО

Флаги без башен

Поэт и переводчик Игорь Караулов — о стремящихся подняться на вершину с чужим знаменем в руках
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Темы, волнующие столичную публику в конце лета, полны светлой прозрачной грустью: закрывают старейший «Макдоналдс» на Пушкинской площади, ликвидируют веранду в культовом «Жан-Жаке», с магазинных полок продолжают медленно и печально уходить пахучие сыры. 

На этом фоне свежо и дерзко смотрится новость с Котельнической набережной: шайка руферов (по-русски, наверное, «крышники») водрузила на шпиле местной высотки украинский флаг, а верхнюю часть золотой звезды, венчающей шпиль, изгваздала голубой краской. 

Акция! Перформанс! Хеппенинг! Сразу вспомнили про «Пусси Райот» — наших последних громких акционистов. До сих пор никому не удавалось (или попросту не очень хотелось) затмить их блиц-концерт в храме Христа Спасителя, но в ночь с 19 на 20 августа сего года дело публичного хулиганства было поднято в буквальном смысле на головокружительную высоту. 

Штурмовать небоскребы — это вам не ногами дрыгать на солее. Это под силу лишь специально подготовленным людям, готовым рисковать жизнью. Их можно назвать хулиганами, вандалами, но они — не фуфло. Было бы понятно, если бы это сделали засланные в столицу украинские диверсанты. Но два молодых человека и две девушки из Москвы и Подмосковья, задержанные полицией по горячим следам, мало напоминают киевских засланцев. Зачем же они пошли на это, чего рассчитывали достичь? 

Пока что они добились лишь одного: украинский президент Петр Порошенко предстал перед публикой в не самом умном свете. Призвав украинцев всего мира украсить цветами национального флага свои дома, офисы и автомобили ко дню украинской незалежности — 24 августа, он довольно коряво отметил: «символично, что в этот день в наши цвета раскрасили возможно наибольшую высотку в Москве». 

Вот вам уровень политической элиты соседнего государства: глава одной из крупнейших стран Европы, подобно шкодливому школьнику, радуется акту вандализма. Что послужит завтра поводом для его восторгов — матерная надпись в московском лифте?  

Впрочем, Порошенко можно только посочувствовать. К 24 августа ему позарез были нужны жовто-блакитные флаги вовсе не у слияния Москвы и Яузы, а в других местах. В Донецке, в Луганске, хотя бы в маленьком Иловайске. Туда в эти дни отчаянно прорывались подразделения украинской армии, оставляя позади горы трупов и сожженной техники. Но наступление на Донбассе, по-советски приуроченное «к дате», захлебнулось, так что пришлось довольствоваться праздничным подарком руферов в москальской столице.  

Однако история с флагом на этом не кончилась; оказалось, что среда московских руферов политически неоднородна, и вот уже над другой высоткой, у трех вокзалов, взвился российский флаг. 

Патриотический порыв я понять могу, но выбор ответного флага не одобряю. Всем ведь и так понятно, что Москва находится в России. Уместнее было бы вывесить в ответ флаг Сомали, Судана (любого из двух), Ливии, Центральноафриканской Республики — в общем, любого из несостоявшихся государств (failed states), в число которых стремительно вошла Украина. Вот это была бы достойная компания жовто-блакитному прапору. 

Демонстрацию согражданами флага иностранной державы можно хоть как-то понять, если речь идет о державе преуспевающей, достойной служить примером. Так, в годы, когда на Пушкинской площади открылся закрывающийся теперь «Макдоналдс», очень модно было ходить с американским флагом на футболках, куртках или кроссовках. Но немыслимо, чтобы в то же самое время в Нью-Йорке возникла мода на триколор униженной и нищей России. 

Какими бы мотивами ни руководствовалась «котельническая четверка», объективно это провокация, рассчитанная на введение в соблазн оппозиционно настроенной части российского общества. 

Если участники акции, как когда-то девушки из «Пусси Райот», окажутся в тюрьме, то их рьяные защитники в СМИ и соцсетях сделают всё, чтобы сочетание желтого и голубого вошло в моду и стало официальным символом российской оппозиции. Будут попытки красить памятники, как в «братской» Болгарии. Будут флешмобы людей, одетых по форме «синий верх, желтый низ» (или наоборот — им же, в сущности, всё равно). 

Марат Гельман, главный идейный спонсор и тотем всего российского околохудожественного хулиганства, уже бьет копытом и грезит будущей победой, а после победы — репрессиями против «пятисот подписантов письма в защиту Путина». Небось, недоумевает, как это он мог проморгать столь перспективную арт-группу. 

Проблема в том, что «котельническая четверка» не заявила себя предварительно как арт-группа. Но всё поправимо. Всегда можно сослаться на мировой опыт, который знает как чисто политические акции с флагами (скажем, только что полотнище цветов палестинского флага было вывешено на Манхэттенском мосту в Нью-Йорке), так и художественные (например, ранее в этом месяце два художника из Германии повесили на Бруклинском мосту белые флаги вместо обычных звездно-полосатых). 

А где арт-группа, там и «двушечка», технология отработана. Подключатся опытные адвокаты Марк Фейгин и Виолетта Волкова. Прискачут Мадонна и Пол Маккартни. Поднажмут патриоты из Думы. 

Только на самом деле всего этого не нужно. «Украинизация», судорожная консолидация вокруг жовто-блакитного флага добьет российскую оппозицию, и без того уже 2 года находящуюся в перманентном нокдауне. Это была бы удачная находка для тех, кто никакой оппозиции не хочет, но дурная услуга стране. 

Если же будущий суд проявит разумную умеренность, то единственным внутрироссийским результатом акции окажется всплеск интереса к руферам, этим странным и отважным ребятам. Помнится, в 1990-е годы, когда страна наша ползла вниз, в большой моде были диггеры, разведчики и знатоки подземелий. Теперь в центре внимания — те, кто стремится вверх. В каком-то смысле это внушает надежду. 

Комментарии
Прямой эфир