«Черепашки-ниндзя» как сбывшийся кошмар
Нью-Йорк в опасности. Японская ОПГ под названием «Клан Фут» («Клан Большой Ноги») держит в страхе город, подмяв под себя полицию и правительство. Мечтающая о карьерном росте репортерша «Шестого канала» Эприл О'Нил (Меган Фокс) случайно узнает, что появились таинственные существа, готовые противостоять злу. Это черепашки-ниндзя. Вот и дошла очередь до культового мультсериала 1980-х, покорившего в свое время российских детей.
К началу XXI века «Черепашки-ниндзя» растеряли популярность, но упорные продюсеры не опустили руки. При каждом перезапуске создатели не стеснялись фантазировать, особенно над историей происхождения героев. Чтобы не отставать, продюсер Майкл Бэй (режиссер «Трансформеров») выступил с предложением сделать в новой версии черепашек инопланетянами; японца Шреддера, вечного антагониста серии, — американцем, а в центр истории поставить героя-человека.
Среди фанатов поднялся настоящий вой, ситуацию оперативно отыграли назад, черепашки все-таки остались мутантами. Но то, что получилось в итоге, не удовлетворит вообще никого — ни фанатов, ни случайно забредших на сеанс прохожих. За свою 30-летнюю историю находчивые мутанты пережили не одно перерождение, но эту попытку должны запомнить надолго.
История хромает на обе ноги. Даже дети вряд ли поверят, что лабораторная крыса (пусть и мутант) способна выучиться единоборствам по самоучителю, который кто-то услужливо подбросил в канализацию. И главный двигатель сюжета — «драгоценный мутаген воспроизведения», который может любую букашку превратить в получеловека, а человека излечить от любой болезни, — это скорее смешно, чем интригующе. На общем фоне даже набившая оскомину шутка о черепашьем супе смотрится не так натужно.
В первые полчаса новые «Черепашки» усиленно маскируются под трилогию о Темном рыцаре Кристофера Нолана, в последние — под «Трансформеров». Боевой костюм Шреддера как будто скроен из кусков десептиконов и амуниции Хищника. Что неудивительно — все фильмы режиссера Джонатана Либесмана выглядят как бедные родственники кассовых хитов. В его случае бог войны Арес из «Гнева титанов», один в один срисованный с Балрога из «Братства кольца», — не плагиат, а знак качества.
С «Черепашками» Либесману удалось сотворить невозможное. Снять по всем признакам летний «подростковый» блокбастер так, словно это фильм ужасов. Причем хоррор у него получился даже лучше, чем блокбастер: достаточно смотреть фильм без звука — и острые ощущения обеспечены.
Странная, невыносимо мрачная цветокоррекция, потрясающая манера съемки — более неудачные ракурсы еще надо придумать. Ну а главное — сами супергерои-мутанты выглядят как сбывшейся кошмар. Легендарную четверку старались максимально оживить с помощью последних достижений науки — Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Донателло сыграли реальные актеры, увешанные датчиками (так называемые технологии «захвата движения», motion capture). На экране во всех подробностях видны шрамы, поры на зеленой коже, невообразимо гигантские мускулы, лоснящиеся от жира крысиные усы учителя Сплинтера.
Если бы в этой серии появился другой злодей из «вселенной» — горе-правитель Измерения X Крэнг (мозг с щупальцами в экзоскелете) — зрители вполне могли бы заработать инфаркт. Любимцев публики — человека-кабана Бибопа и человека-носорога Рокстеди — Либесман уже пообещал показать в сиквеле, но родители могут быть спокойны: продолжение вряд ли случится.