Санкции простимулируют развитие российской экономики
Как заявил 30 июля российский МИД, «антироссийские санкции со стороны США являются надуманными и нелегитимными». Ничего, кроме дальнейшего осложнения российско-американских отношений и создания крайне неблагоприятного фона в международных делах, где нужно взаимодействие, такие решения Вашингтона, по словам внешнеполитического ведомства России, не принесут.
Как отмечает российский МИД, «стыдно и за Евросоюз, который заговорил голосом Вашингтона, практически отбросив базовые европейские ценности, включая презумпцию невиновности. Политика ЕС теперь не основывается на проверенных фактах, а пишется под диктовку из Вашингтона в перерывах между просмотрами сомнительных роликов из YouTube. В Москве разочарованы неспособностью ЕС играть самостоятельную роль в мировых делах».
Как считают дипломаты, страны ЕС, похоже, «готовы идти на серьезные экономические издержки ради реализации сомнительных геополитических схем, причем не своих». В МИДе напоминают, что экономики России и Евросоюза — «сообщающиеся сосуды» и начатый Брюсселем переход к «третьей волне» санкций скажется на экономической ситуации в EC не в меньшей степени, чем в России.
— Если раньше ограничивались визовыми санкциями, сейчас переключились на экономическую сферу. Ничего хорошего в этом нет, но, с другой стороны, и смертельного ничего не произошло. Наша страна и не то пережила, — считает первый зампред комитета по международным делам Совета Федерации Владимир Джабаров.
По его словам, это поможет России быстрее развивать свою промышленность.
— Не думаю, что мы станем отвечать на санкции, — отметил Джабаров. — Наше спокойствие должно отрезвляюще подействовать на западных политиков. Мы будем спокойно продолжать заниматься своими делами, у нас и президент уже издал соответствующий указ о замещении импорта. Думаю, с тем потенциалом, которым располагает наша страна, мы справимся с любыми санкциями. А Европа, ослабленная кризисом, вытаскиванием из финансовой ямы Греции, вынуждена между тем снова нести потери.
При этом, как считают в МИДе, секторальные санкции идут вразрез с правилами ВТО. Ограничительные меры в финансовой сфере несут негативные последствия и для банков государств — членов Евросоюза, работающих в России. При этом некоторые из них до сих пор получали наибольшую прибыль от деятельности дочерних банковских структур именно в нашей стране.
Кроме того, в санкционном запале Брюссель по собственной воле создает препоны для дальнейшего сотрудничества с Россией в такой ключевой сфере, как энергетика. Этот шаг неминуемо обернется ростом цен на европейском энергорынке.
Также российское внешнеполитическое ведомство с недоумением воспринимает решение о введении эмбарго на торговлю с Россией оружием и военным оборудованием. «В отличие от Киева, в отношении которого подобные ограничения, напротив, были недавно сняты, Россия в вооруженном конфликте на Украине не участвует», — сказано на сайте МИД РФ.
— От финансовых санкций пострадают все, — считает депутат Госдумы, президент ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков. — Они предусматривают невозможность для некоторых российских банков привлечения средств на американском и европейском рынках. Но ведь раньше на таких действиях неплохо зарабатывал американский и европейский бизнес, а не только наши финансовые институты.
Но, по словам Аксакова, потери России будут не такие большие, поскольку ВТБ, Россельхозбанк и Банк Москвы располагают поддержкой ЦБ РФ. Также они могут воспользоваться ресурсами Китая.
Более того, в целом последствия санкционных решений могут принести России пользу.
— Они простимулируют использование внутренних ресурсов, — говорит Аксаков. — Мы часто свои международные и золотовалютные резервы вкладывали в иностранные ценные бумаги. Теперь правительство будет вынуждено направлять эти средства на решение внутренних задач. Ну и, наконец, наши власти займутся диверсификацией экономики.
По словам члена комитета по обороне Совета Федерации Валерия Шнякина, период трудностей преодолим, поскольку у России есть собственный потенциал.
Что касается санкций в плане вооружения и техники двойного назначения, то эксперты не видят в этом большой угрозы.
— Запад, а вместе с ним и Япония наше вооружение не покупали, главный его потребитель — азиатские страны. Они к ограничениям не присоединились, и надеюсь, не присоединятся, — считает Аксаков.
Есть также надежда, что Россия сможет целиком использовать отечественную компонентную базу для своей военной техники.
— Рогозин и другие политики неоднократно говорили о необходимости создания полного цикла производства на нашей территории, и сейчас уже многое делается в этом плане, — отметил вице-президент российского ПИР-Центра Дмитрий Поликанов.
Как долго продлятся санкции — пока неясно.
— Они могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, — считает вице-президент Фонда Карнеги в Вашингтоне Эндрю Вайс. — Пока я не вижу конкретных путей для деэскалации конфликта, поэтому, вероятно, стоит говорить о долгосрочных санкциях. Ситуация на Украине зашла в тупик, непонятно, что будет дальше, а неясность — это всегда довод в пользу санкций.
Впрочем, антироссийские меры могут стать толчком для перемен к лучшему.
— Россия наконец сможет завершить дележ советского наследия и начать развивать нормальное производство, — говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Евросоюз 29 июля заявил о введении новых санкций против России. На этот раз ограничительные меры касаются не отдельных лиц, а экономических секторов — нефтяного, финансового и оборонного. Так, в совместном заявлении главы Еврокомиссии Жозе Мануила Баррозу и председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпея говорится об ограничении доступа к европейским рынкам капитала для «российских финансовых институтов, принадлежащих государству». Евросоюз также вводит эмбарго на торговлю оружием с Россией и запрет на поставки товаров двойного назначения, предназначающихся для военного сектора.
О введении санкций заявил и президент США Барак Обама. Американские ограничительные меры коснулись трех российских банков — ВТБ, Банка Москвы и Россельхозбанка. Под санкции попала и Объединенная судостроительная корпорация.