Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«Культура осталась единственным фундаментом для диалога с украинцами»

Ярослав Судзиловский — о миролюбивых молодых композиторах из России и Украины
0
«Культура осталась единственным фундаментом для диалога с украинцами»
Фото: Василий Шишкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве открылся Третий международный МолОт-фестиваль (Молодежного отделения Союза композиторов России), в котором впервые участвуют музыканты из Украины. О дружбе юных композиторов на неспокойном постсоветском пространстве «Известиям» рассказал председатель «МолОта» Ярослав Судзиловский.

— В каком статусе украинские композиторы подключились к работе «МолОта»?

— Они организовали в Киеве наше представительство. Приезжают в Москву, исполняют свою музыку, самостоятельно готовят мероприятия на Украине. Пять лет назад, до появления «МолОта», такая кооперация была немыслима. Никто о ней даже не задумывался.

— Сейчас градус ненависти между странами очень высок. На композиторов он не подействовал?

— Вся эта ненависть — организованная театральная акция, я бы назвал ее хэппенингом. Если мы говорим о политике, то можно по пальцам пересчитать людей, которые до сих пор верят в справедливую борьбу за независимую Украину. Культура осталась единственным фундаментом, на котором молодое поколение русских и украинцев сможет налаживать диалог.

— Киевляне, вступившие в «МолОт», не боятся бойкота на родине?

— Могу только сделать им комплимент. Не надо бояться. Страх — самый плохой советчик. В конечном счете вступившие в «МолОт» выиграют, а те, кто останется под националистическими флагами, проиграют. Любой национализм разбивается о стену узколобого кретинизма. Националисты всегда будут, но нигде и никогда не смогут удержаться у власти.

— Почему «МолОт» начал экспансию в СНГ именно тогда, когда то же движение пошло на политическом уровне?

— Мы начали это движение в 2009 году, когда никто еще не думал ни о Крыме, ни о Таможенном союзе. Идеи объединения витают в воздухе, тут не нужны тайные операции. Творческий народ хочет единства. Любая культура является по-настоящему ценной, когда она представляет собой плавильный котел рас, религий, учений, точек зрения, ориентаций, национальностей. Должно быть тесто, чтобы вылепить вкусный пирог.

— Но «МолОт» действует при Союзе композиторов России, а не при Таможенном союзе. Тут нет противоречия?

— Это политика культурного продвижения, которую, кстати, полностью поддерживал покойный председатель Союза композиторов Владислав Казенин. У нас с государствами разные отношения: в Туркменистане мы контактируем с правительством, на Украине — со студентами. То, что происходит с нами сейчас, — это естественное кровообращение. Молодежь на территории СНГ хочет делать совместные проекты.

— Может быть, для некоторых композиторов из СНГ московские предложения — это соломинка, за которую они хватаются, пока на местах нет денег и возможностей?

— Если бы Москва им машины раздавала — может быть. Но мы ничего не даем, кроме творчества.

— Как большая организация может функционировать без денег?

— Нужна смелость. Наглость в хорошем смысле слова. У нас сейчас несколько сот членов, а 5 лет назад было 20 человек. На старте всегда должен быть электрошок. Если мы будем сидеть и ждать денег, особенно в России, мы никогда не сдвинемся ни на метр. И даже когда деньги появятся, проведем пару акций и дальше будем сидеть.

— Многие великие композиторы дорожили своим творческим одиночеством. Почему сейчас молодежь сбивается в стаю?

— Мы объединяемся не для того, чтобы писать музыку в четыре руки, а для того, чтобы друг друга обогащать и защищать. Композитор — самый беззащитный человек в России, нас даже нет в государственном реестре профессий. Нам необходима «самооборона без оружия». «МолОт» — это и есть композиторское самбо.

— О ваших премьерах уже давно не слышно. Организационная работа взяла верх над творчеством?

— Дело в том, что, в отличие от моих более юных коллег, я не могу позволить себе писать музыкальную макулатуру. Многие в месяц сочиняют по семь опусов. Это же черная халтура! Всё поставлено на поток и даже не приносит денег. Зачем? В моей теории «Пелос» есть глава о творческой смерти автора.

— Она наступила у вас или у них?

— У меня — нет. Так вот в этой главе я провожу четкую границу между творческим молчанием и творческой смертью. У меня молчание. Период молчания был у всех — от Мартынова до Россини. Это кропотливая внутренняя работа, переосмысление своего пути. А сейчас композитор пишет оперу и каждый день постит в Facebook: «Вот еще 32 такта написал». И все лайкают. Этот вынос грязного белья на публику говорит о чудовищной невостребованности. Ни в коем случае нельзя говорить о своей музыке, пока она не закончена.

— Когда вы закончите?

— Специально уехал из Москвы, чтобы работать. К осени будут премьеры.

Комментарии
Прямой эфир