Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Делегации России и Украины прибыли на место проведения переговоров в Стамбуле
Спорт
«Вашингтон» проиграл «Каролине» и выбыл из розыгрыша Кубка Стэнли – 2025
Общество
В Санкт-Петербурге возбудили дело о хищении 96 млн рублей у Мариинского театра
Мир
Белоусов заявил о необходимости укрепления оборонного пространства с Белоруссией
Общество
В Кузбассе организовали доследственную проверку после отключения электричества
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Вольное Поле ДНР
Мир
Трехсторонние переговоры Турции, США и Украины завершились в Стамбуле
Мир
Песков указал на трудности возобновления Совета Россия – НАТО из-за действий альянса
Мир
На Украине предупредили о возможных нападениях на депутатов рады
Политика
В Кремле указали на получение информации от делегации в Стамбуле в онлайн-режиме
Пресс-релизы
22 и 23 ноября в Москве пройдет Фандом Фест «ВКонтакте»
Общество
В МЧС рассказали о состоянии пострадавших после взрыва на заводе в Башкирии
Армия
Расчеты FPV-дронов уничтожили пункты управления БПЛА ВСУ в Харьковской области
Мир
Глава минобороны Украины заявил о готовности к прекращению огня
Общество
Путин обсудил с Совбезом вопросы обеспечения информационной безопасности
Мир
Фидан заявил о возможности урегулирования конфликта на Украине после переговоров
Армия
Минобороны РФ показало кадры боевой работы в ходе освобождения Вольного Поля в ДНР

Красноярск прорубает окно в Азию и форточку в Тихий океан

Глория Гейнор, Суми Чо и Владимир Васильев выступили на крупнейшем музыкальном фестивале Сибири
0
Красноярск прорубает окно в Азию и форточку в Тихий океан
Фото предоставлено пресс-службой АТФ
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Красноярске закончился IV Музыкальный фестиваль стран Азиатского-Тихоокеанского региона (АТФ). Это детище местного культурного лидера Геннадия Рукши — один из самых специфичных и неформатных форумов, существующих на российских просторах.

Сейчас его географическая идея кажется злободневной и даже политической, но в начале 1990-х, когда фестиваль создавался, азиатское направление больше интересовало людей культуры, чем государственных мужей.

Красноярск прорубает окно в Азию и форточку в Тихий океан











Здесь не просто выводят на свет божий музыкантов из Брунея или Камбоджи, и экзотика — не главное впечатление от квазиолимпийского парада 29 государственных флагов, которым открылся фестиваль. Здесь предлагается альтернативный вектор восприятия планеты. Мы привыкли видеть мир так: есть мы, потом Европа, потом Америка — ну и всяческие интересные дополнения по бокам. На АТФ стрелка развернута в обратную сторону: вот мы, вот тоже мы, но за Уралом, вот Юго-Восточная Азия, вот Япония, вот Австралия, вот Южная Америка — а там и до Штатов рукой подать. И после такого пути почему-то даже Штаты смотрятся совсем иначе, нежели мы привыкли.

Красноярск прорубает окно в Азию и форточку в Тихий океан
























Установка на освежение европоцентристского взгляда сказывается и в стилевых ориентирах фестиваля — весьма гибких, а может, и размытых. Выйдя из оперного театра, вы попадаете на площадь, оглушенную манипуляциями диджея; спустившись к реке, видите постмодернистский перформанс на кораблях; зайдя в художественный музей, обнаруживаете экспозицию скульптора-буддиста. Программа, рассчитанная на миллионный город, сбита слишком плотно, чтобы ее можно было освоить одному смертному. Поэтому любой персональный дневник фестиваля будет фрагментарным — например этот.

26 июня — открытие «Бронзовой Азии Даши Намдакова», персональной экспозиции бурятского скульптора, быстро завоевывающего мировую славу. Чувствуя и мысля в категориях восточного эпоса, он легко льет фольклор в формы contemporary art, оставаясь при этом эмоционально открытым и непосредственным.

Красноярск прорубает окно в Азию и форточку в Тихий океан






















На следующий день — премьера «Аиды» в свежей постановке Андрейса Жагарса с участием узбека, казашки и двух монголов в ведущих ролях. Египетская экзотика легко уживается с экзотикой среднеазиатской, но голоса и режиссура — особенно на фоне симпатичных декораций Иварса Новикса — оставляют желать лучшего.

Спустя пару часов на окраине города начинает крутить диски мексиканский диджей Тини Тун. Его суровый самоуглубленный бит быстро «расчищает» танцпол от слегка разочарованной сибирской молодежи. Но диджей слушает только себя и не заигрывает с остатками толпы.

Наутро — мультикультурный карнавал на главной улице города. Костюмы и музыкальные инструменты из половины земного шара выстраиваются в длинного пестрого змея.

На закате — концерт выживающей в любых ситуациях Глории Гейнор. Конечно, и тут без I Will Survive обойтись не может, но в остальном это довольно строгий диско-вечер без ухода в попсу — хотя именно этот open air задумывался администрацией как главное массовое мероприятие «для народа». Благодарный народ, вкусивший качественный продукт, визжит от восторга.

Красноярск прорубает окно в Азию и форточку в Тихий океан











29 июня — вечер балетных премьер мастерской Владимира Васильева. Мэтр танца собрал шестерых молодых хореографов и поставил перед ними одну задачу: рассказать пластическим языком о Викторе Астафьеве. Программа получилась на удивление цельной, порой даже чересчур: всюду военная тема, скрещенная с темой любви, всюду мелькают фронтовые мундиры. Сам Васильев проникновенно и артистично читает отобранные им фрагменты из прозы Астафьева, давая шести миниатюрам дополнительную сцепку. 

Красноярск прорубает окно в Азию и форточку в Тихий океан











Затем — «Возвращение Доха» композитора Александра Маноцкова на берегу Енисея. Миф повествует о шамане, преследовавшем злую колдунью в северном направлении — преследовавшем так быстро и увлеченно, что по траектории погони пролегла великая река. Маноцков расположил около 70 артистов на дебаркадере «Красноярск», медленно продвигающемся вдоль берега, а чтеца, произносящего имена утопленников — жертв Енисея, — на катере «Бдительный», который нарезает кольца вокруг дебаркадера.

Красноярск прорубает окно в Азию и форточку в Тихий океан











В этот же вечер поет Суми Чо, а на следующий день в одном театре дают «Бориса Годунова», в другом играют корейские барабанщики, в третьем — заклинают духов индейцы племени кашайя. И так далее.

В длинной и неоднородной цепочке событий некоторые неизбежно оказываются слабыми. Но созданная на АТФ среда эти проколы поглощает. Само право на эксперимент, включающее право на слабость, выглядит сильным качеством, когда речь идет о таком мощном и помпезном культурном предприятии, которое хочется назвать градообразующим.

Красноярск прорубает окно в Азию и форточку в Тихий океан

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир