Для развития в регионах Эрмитажу и ГМИИ необходим регламент
Минкультуры РФ приступило к выполнению указа президента о создании филиалов центральных музеев страны в регионах. На данный момент в ведении министерства находится 61 музей, из них 20 — в Москве, 10 — в Санкт-Петербурге. При этом 9 федеральных музеев имеют филиалы в 17 субъектах РФ.
Как сообщила на заседании коллегии Минкультуры замминистра Елена Миловзорова, большинство из них были созданы в 1980–1990-е годы. До конца 2014-го планируется увеличить количество филиалов до 30.
Это должны быть полноценные филиалы с «живым» контентом. Музеи виртуальные не требуют значительных вложений (аппаратура — несколько компьютеров и мультимедийный экран — легко помещается в аудитории университета). Однако заменой настоящим филиалам стать не могут: по словам президента ГМИИ имени Пушкина Ирины Антоновой, это только «консервы».
Одна из самых больных проблем распространения музейных сокровищ — отсутствие единой схемы организации филиалов. О необходимости утвердить единый регламент говорила на заседании общественного совета Минкультуры президент ГМИИ имени Пушкина, главный куратор государственных музеев России Ирина Антонова.
— Слов на эту тему много, но нет предложений. Просто декларировать, что необходимо региональное развитие, планирование, — хорошо. Но как это делать? Нужен документ, — заметила Ирина Антонова.
За основу организации региональной деятельности музеев она предложила взять советскую практику, при которой часть коллекций крупных музеев отправлялась в регион.
— Я предлагаю подумать о первых 20 годах советской власти, когда была проведена огромная работа по перераспределению художественных ценностей. Например, наша картинная галерея сформирована именно за счет этой политики. В данный момент работы из нашей коллекции находятся в музеях Сибири, в Крыму. Огромное число музеев в регионах было организовано именно в эти годы. Музеи мира переполнены. Безусловно, запасники тоже нужны, но разумное распределение — путь, по которому нужно идти, — уверена президент ГМИИ имени Пушкина.
По ее словам, региональные музеи в России очень бедны и нуждаются в помощи. Именно к перераспределению запасников в пользу регионов в итоге пришли музеи Запада, например Британский музей и Лувр.
Директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак подтвердила «Известиям», что музей не против поделиться частью своей коллекции.
— Самое главное, чтобы в филиалах не только проходили выставки, но и существовала постоянная образовательная программа. Чтобы в нашем филиале были телемосты, благодаря которым люди, находящиеся в сибирском городе, могли виртуально присутствовать на открытии выставки в Москве, — пояснила Марина Лошак.
По ее словам, у ГМИИ есть конкретные предложения по созданию филиалов в Ульяновске, Нижнем Новгороде, Воронеже. На подходе — Иркутск и другие города Сибири.
— Филиал — это не просто привозная выставка. Это специальное помещение, определенная программа. Необходимо решить множество вопросов, в том числе финансовые. Уже сейчас есть музеи, куда мы приезжаем часто, и это предпосылки к созданию филиальных сетей. Но мы как люди государственные думаем о том, где больше студентов, которых мы могли бы обучать, поскольку мы изначально — университетский музей, — отметила директор.
У петербургских коллег Антоновой принципиально иное мнение. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что разделение собрания между несколькими музеями — преступление.
— Так уже было сделано в 1920-е годы, и это не должно повторяться. Если создавать постоянную экспозицию в филиалах, значит, придется делить коллекцию, отсылать что-то ненужное. Зачем? В музеях есть отличные схемы, как сделать так, чтобы музейное достояние было доступно публике. И для этого не нужно развозить коллекции по стране, — уверен Михаил Пиотровский.
Директор Русского музея Владимир Гусев также подчеркнул, что «всё раздавать — значит всё потерять».
— В крупных музеях мира нормальный процент показа — 12–15% собрания. По основным коллекциям у нас выходит так же. Всё остальное мы показываем на временных выставках: вещи дожидаются своего часа, надежно хранятся в музее, реставрируются. Мы помним случаи в истории, когда из-за политических столкновений были поползновения уничтожить авангард — он считался вредным. Потом он стал полезным и модным. Музей — выше политических событий, и именно благодаря такому хранению многие шедевры спасаются от идеологических катаклизмов, — уверен Владимир Гусев.
Минкультуры в разработке регионального представительства музеев предлагает три формата: филиал, центр и выставочная площадка.
— Филиал оформляется как юридическое лицо и подразумевает отдельный постоянный штат сотрудников, собственную бухгалтерию. В случае центра заключается соглашение о сотрудничестве с головным музеем, проводятся выставки. Часть доходов от мероприятий остается в регионе. Формат выставочной площадки на сегодняшний день практически не проработан, — заявила Елена Миловзорова.
Не определены и схемы финансирования, однако руководители центральных музеев считают, что они вкладываться не должны. Финансовую ответственность обязан нести регион, в его же ведении — предоставление площадки под музейное пространство.
— Регионы должны быть заинтересованы в первую очередь. Музей не может вкладывать деньги, поскольку он сам в них нуждается. Губернаторы же могут привлекать местные частные капиталы, — считает Марина Лошак.
По этой схеме уже развивается региональная сеть центров-спутников Эрмитажа.
— Финансирует проект и оплачивает его существование тот, кто позвал нас. Музей же вкладывать свои деньги не должен, он финансирует свой интеллектуальный труд, создает контент, это штучная работа. Сейчас у нас есть спутники в Казани, Выборге. Скоро появятся в Омске, Владивостоке, Екатеринбурге, — заявил изданию директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
В ближайшее время филиалами за местный счет обзаведется и Русский музей: планируется открытие филиалов в Мурманске, Петрозаводске, Сатке (Южный Урал), Казани, Самаре, Саратове, Твери.
— Это будут выставочно-образовательные центры. Но открывать большое количество филиалов — тяжелая задача: необходимо создавать их на должном уровне, — заметил директор Русского музея Владимир Гусев.
Иная ситуация у Театрального музея имени Бахрушина. В данный момент музей оформляет филиал в Зарайске: оттуда родом семья Бахрушиных. Как рассказал «Известиям» гендиректор Дмитрий Родионов, финансироваться проект будет из федерального бюджета.
— Власти города Зарайска сами обратились в Минкультуры с просьбой организовать наш филиал в здании бывшей гимназии. Министерство поддержало проект с условием, что земля перейдет в федеральную собственность, а здание передается нам в оперативное управление. Сейчас мы разрабатываем концепцию и проект реконструкции, — пояснил директор.
По его словам, музей планирует передать в филиал часть собственной коллекции для постоянной экспозиции.