Протоиерей Андрей Ткачев, один из наиболее публичных священников Украинской православной церкви Московского патриархата, покидает Киев. Покидает во многом не по своей воле.
Ткачев — человек в православном мире известный — миссионер, ведущий телепередач, редактор журнала «Отрок». Человек, на проповеди которого старались попасть православные не только Киева, но и всей Украины. Его отъезд станет резонансом.
С первого дня Ткачев, не скрывавший своих русофильских взглядов, жестко критиковал евромайдан. В частности, посылая болезни и скорби, назвал его сторонников безумцами и страшными врагами. После чего был вызван в Киевскую митрополию для разбирательства. Позже он принес свои извинения.
Однако его риторика по отношению к евромайдану, а затем и по отношению к новой украинской власти осталась критической. Во многом именно она, а также раскол внутри Украинской православной церкви вынудили священника искать убежища в Москве. Ткачев попрощался с прихожанами храма Луки Крымского и благословил нового настоятеля отца Валентина, подчеркнув, чтобы паства поддерживала его, несмотря на все движения и поползновения извне.
Оппоненты поспешили аргументировать отъезд личными качествами и причинами. Однако вероятнее всего то, что ситуация с Андреем Ткачевым — лишь часть господствующей тенденции.
Православное духовенство Украины не раз выступало с заявлениями о том, что русские священники подвергаются нападкам и угрозам со стороны радикально настроенных сил и властей.
Переехал в Москву секретарь Одесской епархии протоиерей Андрей Новиков, заявивший: «Я коренной одессит, но сейчас чувствую себя изгнанником. Я не могу находиться на Украине в условиях, когда меня явно преследуют». До него по тем же причинам покинул страну глава отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии протоиерей Олег Мокряк. Выехал и митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Покинул Киев настоятель Киево-Печерской лавры Павел. Священник Павел Жученко, духовно опекавший ополченцев на Донбассе, был застрелен.
Русские православные священники не раз заявляли о существовании в Украине черных списков батюшек, подлежащих уничтожению. Об этом, в частности, говорил протоиерей Алексей Ефимов, настоятель храма Антония и Феодосия Печерских в Василькове: «Я числюсь в местных проскрипционных списках на уничтожение одним из первых за то, что несколько раз бывал на майдане и причащал там солдат внутренних войск и офицеров «Беркута».
К сожалению, это лишь часть примеров гонений и физического воздействия на русское православное духовенство в Украине, которое не раз называли «духовной пятой колонной» и на протяжении всех лет независимости с той или иной степенью усердия пытались изгнать из страны. Похоже, евромайдан в полной мере предоставил гонителям такую возможность.
Подобную ситуацию во многом создал прихожанин УПЦ МП Виктор Янукович. Как сообщают, именно он в сентябре прошлого года вынудил митрополита всея Украины Владимира (Сабодана) подписать скандальное «Обращение Церквей и религиозных организаций к украинскому народу». Подпись Владимира значилась ниже подписи раскольника Филарета, главы УПЦ Киевского патриархата.
Подписавшиеся просили не мешать украинскому народу быть частью европейского цивилизационного пространства, а Украине — независимым государством в кругу свободных европейских народов. По сути, «Обращение Церквей и религиозных организаций», завизированное представителями разных конфессий и направленное в ЕС, стало антироссийским манифестом и религиозной поддержкой начатой тогда европейской кампании Виктора Януковича, затеявшего, а позже отменившего евроинтеграцию, с требования которой, собственно, формально и стартовал евромайдан. Тогда в приватных беседах монахи Киево-Печерской лавры говорили, что Владимир подписывал «Обращение» не без влияния государства и своей тяжелой болезни.
Консолидация митрополита с раскольниками возмутила православное духовенство и паству Украины. Но открыто свой протест выразили лишь в крупнейшей обители востока страны — в Свято-Успенском монастыре, находящемся в селе Никольское Донецкой епархии. Насельники монастыря заявили, что «Обращение» — это плацдарм для выхода Украинской православной церкви из-под Московского патриархата и создания украинской автокефалии, которую было бы легче контролировать государству.
Нынешние перемены в церковной жизни Украины подтверждают их дальновидность. Взятый курс на вытеснение сторонников Русской православной церкви и объединение в единую автокефальную формацию под контролем украинского государства резко интенсифицировался.
Понимает это не только духовенство, но и паства. К примеру, несколько моих знакомых, работавших в Киево-Печерской лавре, покинули ее стены, так как были не в силах наблюдать за происходящими там изменениями.
Удар по русскому православному духовенству — инструмент тоталитарной политики Украины по искоренению любого инакомыслия. Гонения на священников — избавление от неугодных, попытка выкорчевать из украинской земли русские корни. Особенно если учесть, что к власти в Украине пришли баптисты, сайентологи, протестанты и католики.
Базисом любой нации в любой стране являются прежде всего язык и вера. Об этом, в частности, на примере Испании и латинского мира в США размышлял литературный критик Лев Пирогов. «Только две вещи — язык и вера. За них и держись».
Все годы независимости украинская власть систематически уничтожала русский язык и Русскую церковь в Украине — эти главные форпосты русской нации. Не случайно первый закон, пролоббированный новой украинской властью, — это закон о русском языке. Сейчас же активно взялись за Церковь. Исход русского православного духовенства из Украины начат.