Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Пентагон назвал сроки прибытия самолетов F-16 и обученных пилотов на Украину
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Захарова указала на рост уровня ядерной опасности из-за политики Запада
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

Петр Порошенко на развилке мира, войны, обмана и компромисса

Политолог Cергей Марков — о том, что выборы на Украине были нечестными, но новый президент может проводить честную политику
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выборы на Украине — самые нечестные выборы в Европе за 20 лет.

Жители Украины очень надеялись на эти президентские выборы — на то, что они помогут измученной стране выбраться из жестокого кризиса государственности, помогут остановить разгорающуюся гражданскую войну.

Они отвергли и Януковича, и его команду. Они отвергли лидеров евромайдана и сформированную ими правящую хунту за то, что евромайдан разрушил страну, а хунта ввергла ее в хаос противостояния. Недаром ни один из признанных лидеров евромайдана или хунты не выдвинулся на пост президента. А боевые командиры хунты, такие как Тягнибок или Ярош, получили минимум.

Поэтому на выборах была высокая явка.

Люди очень хотели, чтобы избирательные бюллетени, а не автоматы Калашникова решали, кто будет править. Поэтому они выбрали Петра Порошенко. Главное его преимущество, по данным социологии, в том, что он не был лидером майдана.

На Украине, как и везде, не любят олигархов, но, оказавшись в гражданской войне, поняли, как писал Иосиф Бродский, что «ворюги им милей, чем кровопийцы». Они надеются, что Порошенко как олигарх покажет хитрость, изворотливость, будет не воевать, а торговаться и пойдет на компромисс и с Донбассом, и с Россией.

Это звездный час Порошенко. Петра Алексеевича надо поздравить с победой. У него есть шанс стать государственным деятелем.

Важным актором этих выборов был Запад, который сделал всё, чтобы они состоялись. Запад верит, что с помощью выборов можно сформировать более легитимную власть, которая, опираясь на мандат народного доверия, сможет подавить радикальные группы и, включив во власть умеренные силы, вывести страну из кризиса. 

Но боюсь, что эти надежды тщетны. Корень проблем Украины в ее расколотости на две части — на условно украино- и русскокультурных граждан. Выход из кризиса предполагает поэтому примирение двух этих частей страны. Порошенко сможет стать великим президентом, если сможет их объединить.

Но евромайдан и политика киевского правительства националистов были направлены не на мирное взаимное объединение, а на диктатуру одной половины страны над другой. Выборы могли бы примирить Украину, если бы они дали возможность двум частям страны выразить свою волю. Но то, как шли выборы, организованные националистами, показало, что они имеют легитимность только у одной ее части — у украинских националистов.

Выборы предложили возможность для всех кандидатов-националистов участвовать в кампании в рамках свободной конкуренции. Именно поэтому четыре первых места получили националисты — Порошенко, Тимошенко, Ляшко и Гриценко. Они получили первые места не потому, что Украина стала националистической, а потому что вторая половина Украины, русскокультурная, не смогла принять в них участие ни на уровне кандидатов, ни на уровне активистов и партий, ни на уровне избирателей.

Известно, что антинационалист Олег Царев был многократно атакован боевиками-националистами, жестоко избит после своего выступления на ТВ. После этого и.о. президента Турчинов, вместо того чтобы усилить его охрану, демонстративно ее снял. Дом Царева после неоднократных попыток был сожжен, сам он был вынужден спасать свою семью и снял свою кандидатуру.

Другой кандидат — ненационалист, лидер КПУ Петр Симоненко также снялся с выборов после того, как его несколько раз атаковали неонацисты, даже в зале заседаний парламента. Его дом был также захвачен и сожжен неонацистами, а штаб-квартира партии захвачена и потом сожжена. Кандидат от партии регионов Михаил Добкин не мог нормально вести кампанию, его просто не пускали в большинство регионов запада и центра, где к тому же были разгромлены штаб-квартиры партии, а ее актив подвергался угрозам физического насилия. Даже в Херсон, где много избирателей Партии регионов, ее кандидата не пустили националисты.

Много говорится о войсковой операции на Донбассе, но главным инструментом террора на Юго-Востоке были не войска, а многотысячные банды националистов, которые при поддержке подконтрольных правительству силовиков совершали регулярные террористические зачистки крупных русскокультурных городов от политических противников националистов. И им это удалось: русскокультурные области замерли от страха, и живущие там активисты не смогли принять участие в политической жизни под страхом террора.

Надо добавить сильнейшее давление украинских властей на СМИ, сотни политических арестов, давление на депутатов от оппозиции, системное нарушение законов правящей хунтой, массовые фальсификации при подсчете голосов. Так украинские выборы стали самыми нечестными, несправедливыми и несвободными в Европе за последние 20 лет.

Логика избирательной кампании шла в противоположную от задачи примирения сторону. Выборы сами по себе не выводят страну из кризиса, а в случае Украины — наоборот. По ее логике, Порошенко, как он и обещал, должен идти не по пути мира, а по пути усиления гражданской войны.

Но у истории есть своя степень свободы. Ведь Путин был приведен к власти усилиями Березовского и олигархов, а скоро начал проводить антиолигархическую политику. Так и Порошенко, приведенный к власти националистами, может примирить страну, но для этого ему надо совершить крутой разворот на 180 градусов.

Условия всё те же: равенство статуса украинского и русского языков как гарантия равенства прав двух общин и федерализм как гарантия от произвола Киева.

Сможет ли он это сделать? Да еще в условиях плотного контроля США над правительством? С Конституцией, которая дает больше власти не президенту, а парламенту, где у него пока нет своей партии? К тому же в условиях, когда в гражданской войне большую роль играют вооруженные националисты? По сути, Порошенко нужно стать героем не только для примирения страны, но даже для установления своей власти.

Практически перед Порошенко четыре пути по отношению к главной проблеме — примирению с русскокультурным населением Юго-Востока.

Путь войны, то есть усиление боевых действий, подавление Донбасса силой. Путь мира через принятие требований Юго-Востока. Путь обмана: сначала много обещать, а потом вырулить на дерусификацию. И путь частичного решения, то есть де-факто признать независимость Донбасса и сосредоточиться на укреплении власти на остальном юго-востоке, прежде всего в Одессе, Харькове и Днепропетровске.

Россия, без сомнения, не должна признавать эти выборы легитимными, но признать их состоявшимися, поздравить Порошенко с победой и подталкивать его к политике мира, а дальнейшее признание ставить в зависимость от его способности нести мир русскокультурным гражданам страны.

Автор — проректор по связям с государственными органами и общественными организациями РЭУ им. Г.В. Плеханова, член Общественной палаты РФ.

Комментарии
Прямой эфир