Фигаро заврался в связи с необходимостью
Пушкинский рецепт на трудный день — «Откупори шампанского бутылку / Иль перечти «Женитьбу Фигаро» — всегда актуален. В беспросветности будней людям хочется театра-сказки, театра-праздника. А режиссер Евгений Писарев как раз считается специалистом по этому жанру.
Его постановка идет вразрез со всеми трендами современного театра — злободневностью, социальностью, поиском новых форм. Это нарочито красивая и пышная костюмная комедия без малейшей попытки осовременивания. С монументальными пятиярусными декорациями Зиновия Марголина, похожими на огромный торт, париками и камзолами, трубами, барабанами и музыкальными дивертисментами из опер Моцарта и Россини. В общем, всё как любит публика.
Евгений Писарев сравнивает комедию придворного часовщика Бомарше с совершенным часовым механизмом, где все детали идеально подогнаны друг к другу. В премьерной постановке Театра имени Пушкина пока не всё так гладко, как хотелось бы. Есть длинноты и пробуксовки, есть слишком уж эстрадные по подаче музыкальные номера и репризы, чувствуется некоторая актерская скованность. Но в том, что спектакль станет хитом, сомневаться не приходится.
Он просто обречен на успех благодаря своему касту: в главных ролях тут кумир девичьих сердец Сергей Лазарев, лауреат «Золотой Маски» Александра Урсуляк, солист мюзикла Chicago Александр Арсентьев и звезда сериала «Оттепель» Виктория Исакова. Хотя нельзя сказать, что здесь они прыгнули выше своей головы.
Для Александры Урсуляк после потрясающей работы в «Добром человеке из Сезуана» роль хорошенькой субретки — это детская забава. Кажется, что ее Сюзанна вот-вот покажет свои острые зубки и сильный характер, продемонстрирует самоуверенному Фигаро, что и она не лыком шита. Но, увы, этого не происходит.
Надменный и суховатый граф Альмавива Александра Арсентьева не похож на бывалого ловеласа, но именно он чаще всего вызывает хохот зала, пытаясь сохранить достойное лицо, когда то и дело оказывается в дураках. Виктория Исакова тоже вполне удачно дебютировала в комической роли брошенной графини, находящей утешение в рюмочке вина.
Но, конечно, герой дня — это Сергей Лазарев. Он не тот легкий, летящий, неунывающий Фигаро, какого играл Андрей Миронов в знаменитом спектакле Валентина Плучека. Это персонаж неожиданно серьезный, вынужденный врать и изворачиваться не от природной склонности к шуткам и обманам, а по жизненной необходимости. Евгений Писарев полностью сохранил горький рассказ Фигаро о своей судьбе, который обычно купируют или полностью выбрасывают, чтобы не тормозить действие в двух шагах от развязки.
Этот длинный монолог о нравах общества, где ценятся не талант, а деньги, где процветает коррупция и свирепствует цензура, где невозможно жить честным трудом, публика несколько раз прерывает аплодисментами. Но Лазарев делает акцент не на обличительном пафосе, а на горьком разочаровании и боли своего героя, для которого любовь — последняя надежда и прибежище, готовое вот-вот рухнуть.
И становится понятно, что режиссер, слывущий оптимистом и жизнелюбом, на самом деле полон тайной меланхолии. Но, как и Фигаро, не позволяет ей долго властвовать над собой. После минуты печали следует новый взрыв любовных интриг, забавной путаницы с переодеваниями, смеха и веселья.
Но, странное дело, после ударного, феерического финала классический хеппи-энд с тремя свадьбами и всеобщим примирением выглядит не таким уж «хэппи». И слова Фигаро «надеюсь, красивая жена и состояние сделают меня счастливым» звучат с вопросительной интонацией.