Полномочия губернаторов по назначению мэров предлагают урезать
Зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев предлагает предоставить губернаторам меньше полномочий при выборах местных властей — например, глав районов и крупных городов. Депутат представил поправки к рассмотрению во втором чтении законопроекта о реформе системы местного самоуправления, который разработан Всероссийским советом местного самоуправления и внесен в Думу группой депутатов в марте.
Сейчас каждый муниципальный район в своем уставе самостоятельно определяет, каким образом формируется местная власть.
Действующим законодательством предусмотрено два способа замещения должности глав муниципального образования: избрание их на выборах либо назначение депутатами в результате проведения конкурса. С этой целью создается конкурсная комиссия, которая
отбирает кандидатов на данную должность, из числа которых представительный орган местной власти назначает конкретное лицо.
Для всех муниципальных образований, кроме сельских поселений (один или несколько объединенных сельских населенных пунктов), в рамках реформы исключается возможность выбора вариантов организации местной власти.
Вместо прямых выборов предусматривается единый механизм назначения глав администраций
— по результатам конкурсного отбора. В текст, который подготовлен ко второму чтению, впрочем, внесены корректировки, которые предусматривают вариативность процедуры — прямые выборы или конкурс, но право определять, какой из них будет применяться,
всё равно закреплено за властями региона.
Поэтому эксперты говорят, что губернаторы будут повсеместно де-факто назначать мэров через конкурсные комиссии. По принятому в первом чтении законопроекту при назначении, например, глав муниципальных районов или крупных городов губернаторы будут формировать половину конкурсной комиссии, которая станет производить отбор кандидатов на эту должность. Вторую половину комиссии будут утверждать местные депутаты. По действующему законодательству участие губернатора в этом процессе только косвенное — треть назначается законодательным органом региона по представлению главы региона.
Депутат Дмитрий Савельев предлагает уменьшить возлагаемую на региональных руководителей власть при назначении местных глав, поскольку в отдельных случаях их влияние будет решающим. Парламентарий в своих поправках к законопроекту предлагает дать больше полномочий муниципальным депутатам, предоставив им возможность формировать две трети конкурсной комиссии, тогда от губернатора будет лишь она треть ее состава.
— Назначение главы местной администрации фактически отдано на откуп главе региона, — говорит Савельев. — Согласно текущей системе, главой местной администрации заведомо станет выдвиженец главы региона. И все эти конкурсные комиссии будут создаваться лишь для отвода глаз. Какой смысл в том, что глава местного самоуправления будет фактически назначаться губернатором? — сказал «Известиям» Савельев. Введение предполагаемой пропорции «одна треть — две трети» позволит представительному органу муниципального образования влиять на назначение местной администрации, отмечается в тексте поправок.
— Абсолютно неправильно, что глава региона имеет какое-то влияние на формирование органов местного самоуправление и их глав. Губернатор — орган госвласти, а орган местного самоуправления — нет. Он не должен вмешиваться в формирование органов местного самоуправления вообще. Глава исполнительной власти местного самоуправления должен появиться двумя способами: или всенародное голосование, или назначение депутатами органов местного самоуправления. Губернаторов тут быть не должно, — считает председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко.
— На мой взгляд, инициатива Савельева обоснованна, потому что важно, чтобы уровень местного самоуправления оставался максимально независимым, — считает профессор кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ Елена Шомина.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что главная цель реформы — укрепление влияния губернаторов.
— Если бы во главу угла ставили задачу приближения власти к народу и усиления роли муниципалитетов, надо было бы решать первым делом вопрос финансов. Потому что главная проблема местного самоуправления — это недостаток финансирования, — рассуждает он. — А сейчас получается, что телегу ставят впереди лошади.
По мнению зампредседателя фракции «Единая Россия» в Госдуме, члена думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко цель реформы местного самоуправления — приблизить власть к народу, сделать так, чтобы местное самоуправление стало реальным институтом публичной власти и могло исполнять свои обязанности в полном объеме.
— Главная задача — это приближение власти, но также это делается и для того, чтобы устранить ненужные конфликты, от которых страдает население. Перенос нагрузки на субъект поможет укрепить взаимоотношения между региональной и муниципальной властью и достигнуть большего взаимопонимания между ними, — добавляет единоросс.
От того, как происходит взаимодействие губернатора и главы муниципалитета, особенно если речь идет об административной столице субъекта, во многом зависят эффективная работа по управлению городским хозяйством и получение финансирования на конкретные программы, напоминает глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин.
— Государственное управление должно быть сбалансированным на всех уровнях, потому что от этого зависят благополучие граждан и функционирование всех основных объектов инфраструктуры — образовательной, медицинской, транспортной, — говорит эксперт.
Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления» депутаты Госдумы рассмотрят во втором и третьем чтениях 20 мая.