Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Автопром меняет топ-менеджеров

Снижение продаж автомобилей во многих странах заставляет производителей менять концепции развития и менеджмент
0
Автопром меняет топ-менеджеров
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Весной сменилось руководство десятка автомобильных компаний, причем пик пришелся на начало мая — сразу четыре новых назначения. Во многих зарубежных автокомпаниях принято менять руководителей представительств в разных странах раз в несколько лет, чтобы избежать замыленного взгляда на вверенный рынок и чрезмерную адаптацию к местным реалиям. С глобальными президентами автомобильных марок не так просто, и их передвижения могут привести к смене всего курса компании. 

Ford — Марк Филдс

С 1 июля 2014 года главой американской компании Ford Motor Co. станет главный операционный директор Марк Филдс, который сменит Алана Мулалли, занимавшего этот пост восемь последних лет.

53-летний Филдс работает в Ford с 1989 года — с двухлетним перерывом в 2000–2002 годах, когда он исполнял должность президента и гендиректора партнерской компании Mazda. С 2002 года Филдс является исполнительным вице-президентом европейского подразделения Ford.

Радикальной смены курса от этой рокировки можно не ждать, компания последует уже намеченной стратегии, которая себя давно оправдала. За восемь лет, которые Мулалли был руководителем бренда, ему удалось вытащить компанию из финансового кризиса — в 2006 году убытки концерна составили $12,6 млрд, а 2013 год отмечен уже прибылью в $7,16 млрд. По решению Мулалли были проданы убыточные для компании люксовые бренды Jaguar, Land Rover, Volvo и Aston Martin, а также Mercury и большая часть акций Mazda и в портфеле остались только Ford и Lincoln.

Новый президент был правой рукой предыдущего руководителя последние годы, и сам Мулалли отметил, что ему «нечему учить или обсуждать что-то с Марком». Коллеги отмечают разве что большую эмоциональную заинтересованность Филдса в автомобилях.

Компания по-прежнему будет сосредоточена на разработке модельного ряда, общего для всех рынков, так называемая стратегия One Ford в действии. Основное внимание Ford продолжит уделять европейскому рынку, а также возрождению Lincoln.  

— Наш козырь в Европе — это кроссоверы, мы сосредоточены на этом растущем сегменте. Наши три новинки — это компактный EcoSport, более крупный Kuga и новый Edge. У машин общий дизайн, но подвески, тормоза и шины мы адаптируем под особенности каждого рынка, — заявил новый руководитель Ford.

Lincoln переживает не лучшие времена, однако люксовый бренд необходим для успеха концерна. Тут у Филдса другое мнение, нежели чем у Мулалли, — он сожалеет о продаже премиальных Jaguar и Land Rover, хотя признает, что другого выбора не было.

— Держу пари, что Lincoln станет люксовым брендом мирового уровня. В 2014 году мы запустим марку в Китае, а затем и на других рынках. А для Европы будет доступна премиальная линейка автомобилей Ford под названием Vignale, — рассказал Филдс о планах компании.

Lexus — Токуо Фукуичи

Японцы предпочитают держать на постах главных руководителей своих соотечественников. А также стараются не выносить производство автомобилей за пределы родины. Lexus выпускает большинство автомобилей на территории Японии — на шести заводах, однако решилась открыть два сборочных предприятия в США и Канаде. Новый руководитель марки первым делом заявил, что в Китае Lexus делать не будут.

Токуо Фукуичи руководит Lexus с апреля 2014 года. По его словам, Lexus за четверть века не успела достичь того уровня доверия потребителей, которым славятся премиальные «немцы» Audi, BMW и Mercedes-Benz. Поэтому компания не может позволить себе рисковать качеством даже ради увеличения объема производства. В Китай машины продолжат импортировать, хотя за счет высоких пошлин стоимость Lexus оказывается неконкурентоспособной по сравнению с «большой немецкой тройкой».

— Назначение Токуо Фукуичи на пост президента Lexus International не случайно. Сейчас Lexus находится на очень интересном витке своего развития — бренд меняется. В частности, перед нами встает необходимость расширения за счет привлечения более молодой аудитории, ценящей технологии, динамичность, а также яркий, футуристичный дизайн автомобилей. Фукуичи — это именно тот человек, который поможет бренду справиться с этой задачей. Сразу после назначения на этот пост г-н Фукуичи в одном из первых своих интервью заявил, что больше не будет создавать изящный дизайн. Создание эмоционально притягательного имиджа бренда — глобальная задача, — рассказал «Известиям» начальник департамента продаж Lexus ООО «Тойота Мотор» Юрий Катаев.

Mazda — Сейта Канай

В Mazda последние годы тоже рулят японцы, хотя в начале 2000-х, как было сказано выше, главой компании оказался американец. С 2008 года президентом марки являлся Такаши Яманучи, который работает в Mazda с 1967 года, однако теперь он уходит на пенсию.

За последние годы Яманучи удалось развить компанию, несмотря на неблагоприятный курс валют, открыть первый завод за пределами Японии — в Мексике, а также ввести новые технологии Skyactiv и дизайн под названием Kodo, которыми щеголяет сегодняшний модельный ряд марки.

Новым руководителем Mazda станет нынешний вице-президент Сейта Канай.

Peugeot Citroen — Карлос Таварес, Ив Бонефон и Линда Джексон

Главой альянса PSA Peugeot Citroen несколько недель назад был назначен бывший руководитель компании-партнера Renault Nissan Карлос Таварес. Он сразу заявил о намерении сократить количество моделей Peugeot и Citroen, чтобы избавиться от дублирующих друг друга автомобилей.

Другое направление стратегии Тавареса предполагает превращение премиальной линейки DS в отдельный бренд — сейчас в России под этим индексом продаются люксовые версии французской марки. Для этого был впервые назначен отдельный президент DS — им стал Ив Бонефон, который с 2012 года занимается позиционированием брендов компании. В Китае марки Citroen и DS уже разделены, у них разные партнеры и заводы, причем у DS появляется всё больше моделей и не все из них доступны на других рынках.

Среди руководителей в автопроме женщин по-прежнему минимум, и одна из них — новый президент французской компании Citroen. Британка Линда Джексон сменила на этом посту Фредерика Банзе.

Линда Джексон в автопроме уже 35 лет. С 1977 по 2004 год она работала в британской компании MG Rover, а последние годы — в Citroen, в качестве главы представительства в Великобритании и Ирландии. Линда специализируются в коммерции и финансах, разработка продуктов не ее поле.

Она заставила британских дилеров инвестировать в развитие бренда DS, и продажи линейки в Великобритании хорошо пошли под ее руководством. Она показала, что знает, как увеличивать продажи и прибыль компании. Также в Великобритании во время ее работы выросла лояльность потребителей к французской марке.

Lotus — Жан-Марк Галс

Предыдущий же руководитель PSA Peugeot Citroen Жан-Марк Галс назначен новым президентом британского спортивного бренда Lotus Cars, который сейчас принадлежит малайзийским компаниям PROTON Holdings Berhad и DRB-HICOM.

Владельцы Lotus объясняют новое назначение необходимостью в переменах. Компанию намерены реструктуризировать, в связи с чем большие надежды возлагаются на значительный технический и руководительский опыт Галса, а также на его прекрасное техническое образование. Британец работал в Peugeot Citroen (под его началом была разработана премиальная линейка DS, которая готовится стать отдельным брендом, и выросли продажи), Daimler AG, General Motors и Volkswagen.

Предыдущий руководитель Lotus Аслам Фирикулла был назначен летом 2012 года в связи с подозрением в адрес предыдущего президента Дэни Бахара в нецелевом расходовании средств.

Bentley — Вольфганг Дюрхаймер

Новое назначение в Bentley — типичное передвижение по карьерной лестнице. Предыдущий руководитель люксовой британской марки, входящей в группу Volkswagen, Вольфганг Шрайбер пошел на повышение, а его тезка и бывший подчиненный Вольфганг Дюрхаймер занял освободившийся пост. До Bentley Дюрхаймер работал в BMW и Porsche.

Курс Bentley вряд ли сменится радикально, ведь под руководством Шрайбера был достигнут рекордный уровень продаж в 2013 году. Главная новинка Bentley, которая появится в ближайшее время, — это первый в истории марки кроссовер.

M-подразделение BMW — Франциск ван Мил

Фанаты автомобилей из «большой немецкой тройки» готовы воевать друг с другом до последней капли бензина, а вот руководители этих брендов менее эмоциональны. Даже когда речь идет о противостоянии спортивных подразделений компаний. Так, бывший глава Audi quattro GmbH Франциск ван Мил спокойно перешел в BMW M.

При этом он не просто ушел из Audi, а был уволен — по слухам, в связи с тем, что не справился с разработкой суперкара R8 нового поколения и его электрической версии e-tron. Странная характеристика для нового руководителя гордости BMW — М-подразделения. Впрочем, под патронажем ван Мила выходили вполне успешные S- и RS-версии моделей Audi.

«АвтоВАЗ»

Возрождением мощи крупнейшего российского автопроизводителя с января 2014 года занимается иностранец — швед Бу Андерссон. Недавно представители КПРФ потребовали снять с ключевого для российского автопрома поста топ-менеджера, имеющего репутацию антикризисного ликвидатора.

На сайте КПРФ был опубликован запрос председателя ЦК Валерия Рашкина в адрес российского премьер-министра Дмитрия Медведева с требованием уволить Бу Андерссона и назначить российского управленца. Депутат приводит в качестве аргументов непатриотичность назначения иностранца руководителем главного российского автозавода. Также КПРФ опасается, что Андерссон, который за 5 лет в должности главы «Группы ГАЗ» прекратил производство легковых автомобилей под маркой «ГАЗ», также лишит «АвтоВАЗ» собственного производства.

Первой антикризисной мерой Бу на посту главы «АвтоВАЗа» стало сокращение 7,5 тыс. рабочих завода. В течение ближайших 5 месяцев около 500 сотрудников планируется перевести на производство автомобилей на платформе зарубежных партнеров «АвтоВАЗа» — Nissan Almera и Renault Logan.

— В связи с оптимизацией численности производственного персонала ОАО «АвтоВАЗ» комплектование производства автомобилей на платформе В0 осуществляется путем перераспределения работников из других подразделений ОАО «АвтоВАЗ», — сообщили «Известиям»в пресс-центре завода.

По словам председателя профкома «АвтоВАЗа» Сергея Зайцева, средняя заработная плата в ОАО «АвтоВАЗ» составляет 25,6 тыс. рублей. В цехах В0 — около 30 тыс. рублей (на март 2014 года). Из свежего приказа президента компании Бу Андерссона, который распространен на заводе среди рабочих, следует, что каждому сотруднику, переведенному в цех В0, в июне дополнительно выплатят 20 тыс. рублей.

По словам председателя профсоюза «Единство» Петра Золотарева, руководство заставляет рабочих переводиться из одного подразделения в другое. В связи с этим профсоюз не исключает в скором времени коллективных действий, как вариант рассматривается обращение в прокуратуру.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир