Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
Госдолг США превысил рекордную отметку в $36 трлн
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Армия
Группировка войск «Запад» взяла в плен одного украинского боевика
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

«Балабанова» теперь можно читать

Вышла биография самого спорного режиссера современности
0
«Балабанова» теперь можно читать
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

18 мая исполнится год, как не стало Алексея Балабанова. Одного из самых противоречивых и значимых авторов постсоветского кино. Балабанова не сильно жаловали на фестивалях, однако после его смерти Московский международный кинофестиваль в рамках спецпрограммы показал все фильмы режиссера. Его ретроспективы идут в Буэнос-Айресе, Нью-Йорке, Амстердаме, Лондоне. Госфильмофонд начинает цифровую реставрацию его наследия раньше графика. Главный редактор «Сеанса» Любовь Аркус уже заканчивает об Алексее Балабанове документальный фильм, а тем временем ее журнал подготовил и издал увесистый том с подробным рассказом о жизни и творчестве режиссера. Это уже третий номер в «черной» режиссерской серии «Сеанса» — ранее здесь вышли книги об Александре Сокурове и Кире Муратовой.

Примерно половина «Балабанова» — это рецензии и развернутые эссе о 13 полнометражных и одной короткометражной («Трофим») картинах режиссера. Весь цвет российской кинокритики сошелся в баталиях и словесных пикировках о контекстах и подтекстах его богатой на шедевры и скандалы фильмографии. 

В отдельный раздел «Части речи» вынесены шесть эссе, где по кирпичикам разбираются творческий метод и образная система режиссера — первое приближение к будущему полномасштабному исследованию. Город как пространство, где разворачивается действие большинства его фильмов. Кино как объект непрестанной рефлексии. Музыка — излюбленный прием и узнаваемая примета стиля. Река и Смерть — ключевые мотивы творчества. И, наконец, Утопия — отчетливое желание и поиск идеального в несовершенном мире.

В очерке Марии Кувшиновой много интересных деталей. Например, мало кто знает, что «Груз 200» — это вольная экранизация «Святилища» Уильяма Фолкнера, права на которую Балабанову (как и на «Камеру обскура» Набокова) в свое время не удалось приобрести. Или что в августе 2013 года одна фотомодель в Нижнем Новгороде ограбила кассу микрозаймов, вдохновившись балабановскими «Жмурками», а актер Иэн Келли — рыжеволосый британец из «Войны» — сыграл впоследствии в одном из «Гарри Поттеров» отца Гермионы Грейнджер.

Одинаковое внимание уделено как известными картинам, так и по различным причинам не законченным проектам Балабанова. Якутский эпос «Река», который должен был стать венцом фильмографии, сорвался из-за трагической смерти ведущей актрисы. Впоследствии режиссер из отснятого материала смонтирует 40-минутную версию, которая лишь в общих чертах дает понять о масштабности замысла. Съемке авантюрного боевика «Американец» с Майклом Бином в главной роли — любимым актером Джеймса Кэмерона, игравшем в «Терминаторе» и «Бездне», продлились в Иркутске всего девять дней, так как голливудская звезда не выдержала нагрузки и ушла в запой.

В очерке много прямой речи актеров и почти нет однозначных формулировок — при желании аргументы в свою пользу здесь найдут как многочисленные обвинители, вменяющие режиссеру грехи «русофобии», «антисемитизма», «чернушности» и далее по списку, так и его защитники. 

Однако самая интересная часть книги, наверное, не киноведческая, а биографическая. Кинокритик Мария Кувшинова, изредка отступая от хронологической канвы, подробно исследует основные вехи жизни и творчества режиссера. Алексею Октябриновичу Балабанову, с одной стороны, повезло. Ему, пережившему настоящую всенародную любовь со своим главным хитом новой России «Брат», на какое-то время удалось даже завоевать благосклонность критики — стилистическое мастерство «Про уродов и людей» отметил почти каждый рецензент. Однако никому пока не удалось снять картину, вызвавшую такую волну возмущения, как балабановский «Груз 200».

Как это всё умещается в рамках одной творческой биографии — загадка, над решением которой еще предстоит поработать.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир