Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

На «Движении» высадился столичный кинодесант

В Омске завершил работу II Национальный фестиваль дебютов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В последних числах апреля Омск жил активной творческой жизнью. Шесть тысяч омичей, несмотря на непогоду (из-за сильного ветра на один день даже объявили чрезвычайное положение), перемещались между фестивальными площадками «Движения», стремясь посмотреть большинство из 46 картин. Столицу Западной Сибири наводнили столичные селебрити. В первый же день по красной дорожке прошли президент фестиваля, актер Артем Михалков, генеральный продюсер Полина Зуева, режиссер Владимир Хотиненко, актрисы Виктория Толстоганова, Агния Кузнецова, сестры Екатерина и Дарья Носик и многие другие.

К концу кинофорума организаторы подогнали «тяжелую артиллерию» — на творческие встречи в город заглянули председатель Союза кинематографистов, актер и режиссер Никита Михалков, композитор Эдуард Артемьев, а также главная звезда российского кино Данила Козловский, представивший Образовательный центр для аутистов «Антон тут рядом». В пользу фонда в течение всего фестиваля шел сбор средств.

Амбициозный киносмотр стартовал в Омском академическом театре драмы картиной «Восьмерка» — долгожданной экранизацией повести Захара Прилепина, скоро выходящей в широкий прокат. Фильм открытия выбран не случайно — один из актеров картины — Алексей Манцыгин родом из Омска. Режиссер «Восьмерки» Алексей Учитель лично прибыл в город представить свою новую ленту.

В состав жюри смотра вошли ведущие кинематографисты страны: актер Анатолий Белый, актриса Дарья Мороз, продюсер Елена Яцура. Председателем жюри был выбран известный режиссер («72 метра», «Достоевский») Владимир Хотиненко.

Отличительное свойство фестиваля «Движение» — широкие рамки отбора. В этом году на суд жюри было представлено семь абсолютно непохожих друг на друга картин. Председатель признался, что, с одной стороны, многообразие программы производит благоприятное впечатление. С другой — это обстоятельство составило главную трудность для работы комиссии. «Было сложно выработать какие-то общие критерии — слишком уж разные картины. Нам пришлось хорошенько помучиться».

В конкурс попали две документальные картины: «Выпрямительный вздох» (цитата из стихотворения Осипа Мандельштама) о современном Владивостоке, который не помнит своих корней, и «Русские гонки» о самой протяженной гонке на собачьих упряжках, связывающей воедино маленькие островки цивилизации на бескрайних просторах Камчатки, — наверное, лучшая картина фестиваля. Два телефильма: киноверсия телесериала «Аптекарь» по роману Владимира Орлова — вариация на тему старика Хоттабыча с завязкой из «Зигзага удачи» — и полноценный 4-серийный кинороман «Переводчик» от Андрея Прошкина (дебютанта на телевидении, но не в режиссуре) о скромном учителе химии, вынужденном пойти на службу к нацистам.

С ними на равных конкурировали игровые киноленты: масштабная, весьма вольная биография легендарного борца XX века «Поддубный» от создателя «Яиц судьбы» Глеба Орлова; мистический триллер из Якутии «Белый день» — великолепный образчик феноменально успешной региональной кинематографии, которая уже несколько лет решительно теснит Голливуд в родном кинопрокате; и, наконец, снятая всего на 30 тыс. рублей эротическая драма «Без кожи» 21-летнего режиссера, которая в итоге и покорила жюри.

Помимо самой важной, конкурсной программы, получившей название «Движение. Вперед», не меньший интерес представляли и параллельные программы, собравшие лучшие документальные и игровые картины ушедшего года. Стоит отдать должное программному директору Стасу Тыркину — взятые вместе все показанные картины представляют довольно репрезентативную картину состояния отечественного кино.

— Не надо забывать, все силы и слабости программы — это силы и слабости русского кино, — подчеркнул программный директор. — Оно именно такое. Не похожее ни на французское, ни на испанское, ни на итальянское или индийское. Другого кино у нас нет — и мы работаем с тем, что есть.

Общая конструкция всей программы фестиваля отчасти напоминает сетчатую структуру Шуховской телебашни — все фильмы находятся в сложных, параллельно-перпендикулярных отношениях друг с другом. Например, «Оптическая ось» известного документалиста Марины Разбежкиной из параллельной программы «Движение. Жизнь» о творчестве фотографа начала прошлого века Максима Дмитриева легко рифмуется с фильмом закрытия «Цвет нации». Прекрасный научпоп Леонида Парфенова посвящен 150-летию пионера цветной фотографии, профессора Сергея Прокудина-Горского.

Парфенов констатирует наш культурный разрыв с Российской империей и поэтому невольно, в свою очередь, дополняет конкурсную ленту «Выпрямительный вздох». Там авторы с тревогой фиксируют наше хроническое забывание советской истории — целый микрорайон Владивостока построен на месте пересыльного лагеря, и даже старики уже не помнят, что здесь когда-то в годы репрессий нашли свой конец сотни наших соотечественников.

Другой пример — в «Переводчике» Андрей Прошкин рассказывает историю «маленького человека», под давлением обстоятельств вынужденного проявить недюжинный характер. Его картина открыто полемизирует с «Поддубным», парадной биографией, которая местами откровенно грешит плакатностью. «Аптекарь», ироническая, абсолютно городская фантастика, контрастирует с «Русскими гонками», эпической картиной выживания на краю света. Список можно продолжать и дальше.

— Насколько верно фестиваль отражает общую картину нашей страны — не мне судить, — полагает Стас Тыркин. — Если со стороны кажется, что все осколки собираются в единый пазл — хорошо. Нет — тоже неплохо. Сейчас время такое — всеобщего раскола, в умах, в обществе, и в кино это не может не отражаться.

Немаловажная часть прошедшего кинофорума — мастер-классы и творческие встречи маститых профессионалов. Поделиться опытом в Омск приехали Никита Михалков, Леонид Якубович, Валерий Гаркалин и другие. Благожелательность публики провоцировала мэтров на подкупающую откровенность. Оскароносный Никита Сергеевич рассказал историю, как однажды раздавал автографы в ночном клубе; народный артист Валерий Гаркалин поведал, как в начале своей карьеры побаивался Владимира Меньшова, а всенародно любимый ведущий капитал-шоу «Поле чудес» признался, что телепередача встала у него «поперек горла».

Итоги фестиваля

27 апреля в Омском академическом театре драмы фестиваль подвел итоги. В основном конкурсе жюри под председательством Владимира Хотиненко единогласно присудило Гран-при эротической мелодраме Владимира Бека «Без кожи». Этот же фильм получил приз за лучшую операторскую работу. Обе «актерские» статуэтки благодаря таланту Виталия Хаева и Карины Андоленко забрал «Переводчик» Андрея Прошкина.

Все остальные картины получили по одной награде — «Аптекарь» Александра Баршака взял приз за лучший сценарий, «Русские гонки» Серика Бейсеуова и Сергея Догорова — за лучшую режиссуру. Специальных упоминаний удостоились фильмы — «Выпрямительный вздох» Ольги Арлаускас и Никиты Тихонова-Рау («За оптимистическое высказывание о достоинстве русского человека») и «Белый день» Михаила Лукачевского («За уникальный опыт рождения национального кино в XXI веке»).

Приз зрительских симпатий и право отправиться на Каннский фестиваль российского искусства завоевал «Поддубный» Глеба Орлова. Специальная награда за выдающийся вклад в историю российского киноискусства была присуждена Эдуарду Артемьеву, легендарному композитору, который написал музыку к лучшим картинам Никиты Михалкова и Андрея Тарковского.

Комментарии
Прямой эфир