Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Spiegel сообщил о планах пяти депутатов Европарламента посетить парад Победы в РФ
Общество
Президенты Кубы и Венесуэлы возложили цветы к памятнику Симону Боливару
Мир
Частицу Вечного огня с Могилы Неизвестного Солдата передали представителям Молдавии
Общество
Путин подписал указ о бесплатной реабилитации членов семей раненых в ходе СВО бойцов
Мир
СМИ сообщили об ужесточении требований к английскому для мигрантов в Британии
Интернет и технологии
В Роскачестве предупредили о росте случаев мошенничества с сим-боксами
Мир
В ФРГ временно отозвали заявление о признании АдГ правоэкстремистской партией
Армия
Знамя Сухопутных войск на параде Победы пронесет Герой РФ Джартанов
Мир
НМГ и Медиакорпорация Китая (CMG) подписали соглашение о сотрудничестве
Мир
Си Цзиньпин заявил о готовности КНР и РФ защищать правду об истории Второй мировой войны
Мир
Орбан предрек Европе банкротство в случае отказа от российских энергоносителей
Общество
Авиакомпании стабилизировали перевозки в регионах России
Мир
ЕС перевел Украине €1 млрд от доходов от замороженных активов России
Мир
В столице Канады волонтеры выложили цифру «80» из свечей в честь юбилея Победы
Политика
Путин и Си Цзиньпин приняли совместное заявление о стратегической стабильности
Мир
Politico узнала о намерении команды Трампа обнародовать разоблачение Байдена
Мир
CNN сообщил о масштабном воздушном бое Индии и Пакистана со 125 самолетами

Ростропович освобожденный

Четыре европейских оркестра и Михаил Плетнев обеспечили уровень Пятого фестиваля Мстислава Ростроповича
33
Ростропович освобожденный
Фото: Александр Гайдук
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вместе с итогами юбилейного фестиваля самое время подвести и черту под всей пятилеткой. Во-первых, форум в честь Ростроповича стал наиболее интересным фестивалем Москвы по соотношению участников и программ (в том числе потому, что его главный конкурент — Московский Пасхальный — сжался вокруг своего лидера Валерия Гергиева, став монотеистическим).

Во-вторых, он перетянул — или взвалил — на себя функции Фестиваля симфонических оркестров мира, почившего в прошлом году. Произошло это как-то постепенно и без объявления войны, но сейчас Ольга Ростропович привозит в Москву 4–5 коллективов, в основном первого класса — а именно с этой целью и создавался приснопамятный фестиваль оркестров.

Впрочем, в выборе коллективов старшая дочь Ростроповича субъективна: она опирается на коллективы с туманного Альбиона, который первым приютил Мстислава Леопольдовича после отъезда из СССР.

Ростропович освобожденный

По краям программы Пятого фестиваля были разведены лондонский оркестр «Филармония» и Лондонский филармонический оркестр — видимо, чтобы их не перепутали. Первый, ведомый главным дирижером Эса-Пекка Салоненом, показал себя более выгодно. В первом концерте он прочертил знак подобия между «Героической» симфонией Бетховена и Пятой Сибелиуса. Обе упругие, ми-бемоль-мажорные, со сверкающей броней из медных духовых инструментов, обе приводящие к триумфу.

Именно таков наиболее выигрышный репертуар Салонена и «Филармонии», одного из самых технически безупречных оркестров планеты. Менее силен лондонский коллектив в выстраивании крупных форм и цельных симфонических концепций. Это было слышно в Четвертой симфонии Шостаковича, сыгранной на следующий день: грандиозная партитура была озвучена почти безупречно и с множеством захватывающих деталей, но распалась на отдельные сияющие куски.

Ростропович освобожденный

В паре с великой симфонией была дана незаконченная опера «Оранго» Шостаковича, рассказывающая про плачевный результат скрещивания человека с обезьяной — своего рода вариант «Собачьего сердца». Мировая премьера оперы прошла в далеком и чуждом Лос-Анджелесе в 2011 году, поэтому нынешнее московское исполнение было в первую очередь событием общественным. Замечательная музыка «Оранго» не прибавила чего-то кардинально нового к облику молодого Шостаковича: мы услышали еще 40 минут его острой и пронзительной буффонады. Затмить ее Четвертой симфонией было решением не очень вежливым по отношению к «Оранго», но разумным.

На третий день сцену Большого зала консерватории занял Российский национальный оркестр. Контраст с «Филармонией» в уровне ансамблевой игры, увы, был разительным. Но шли на этот концерт не ради оркестра, а ради соло Михаила Плетнева. Худрук РНО сыграл, слегка дирижируя, 24-й концерт Моцарта — еще тише и ровнее, чем на собственном диске, как потустороннюю музыку, которую малейшее вмешательство реальности может только испортить.

Ростропович освобожденный

Совсем не боялась грубой реальности болгарская пианистка Пламена Мангова, солировавшая в следующий вечер. Легко покорив аудиторию Большого зала своими исключительными внешними данными, она играла крупным помолом, а во второй части концерта Равеля по-крупному забыла текст. Строгий и мудрый дирижер Филармонического оркестра Франции Мюнг-Вун Чунг сосредоточенно ждал, пока Пламена вынырнет из омута, готовясь спасать ситуацию в случае ее окончательного потопления. Мангова же решила отшлифовать успех тремя бисами.

На смену французскому радио пришло штутгартское, впервые посетившее Москву, как и главный дирижер оркестра Стефан Денев; затем слово — в переносном смысле — перешло к Лондонскому филармоническому оркестру, а в прямом — к его главе Владимиру Юровскому.

Ростропович освобожденный

С речью Юровского, предварявшей исполнение «Военного реквиема» Бриттена, фестиваль впервые нащупал еще одну нить, ведущую к Ростроповичу, — линию гражданскую, диссидентскую. Обладающий даром публичного слова Юровский превзошел сам себя — по крайней мере, в откровенности.

Сначала он говорил о бредовости войны как явления, о невозможности чем-либо оправдать массовое убийство. Затем напомнил про нетрадиционную сексуальную ориентацию авторов «Реквиема» и рассказал про одного из адресатов посвящения партитуры, который покончил с собой на волне преследований гомосексуалистов в Англии. Перед тем как уйти за сцену и снова появиться уже в амплуа безмолвного дирижера, Юровский объявил, что все артисты посвящают сегодняшний концерт невинно погибшим и продолжающим гибнуть людям.

Его слова прозвучали весомо, поскольку на сцене собрались, пожалуй, лучшие исполнители «Военного реквиема» в мире. Уж точно это относится к совершенному дуэту баритона Маттиаса Гёрне и тенора Йена Бостриджа. Но и Александрина Пендачанска (голос которой напоминал о тембре Галины Вишневской), и английский оркестр, и русский хор, составленный из артистов юрловской капеллы и гнесинского колледжа, кажется, прониклись величием момента.

Ростропович освобожденный

По настоянию Ольги Ростропович в названии фестиваля Ростроповича нет слова «имени» или «памяти», хотя с земным путем Мстислава Леопольдовича форум разминулся на три года. Но ощущение «живого Ростроповича», усилившееся после «Военного реквиема», — в данном случае не просто красивые слова.

Дело не только и не столько в семейственности, сколько в музыкальном тонусе фестиваля. Ольга Ростропович никогда не пыталась сделать его виолончельной Меккой, хотя это было бы так логично. Она сразу приучала воспринимать Ростроповича как симфоническую фигуру, понимая, что там — в оркестре, в часовых и полуторачасовых партитурах — заключено самое большое в музыке, самое планетарное, самое ростроповическое. И именно в этом парадоксальном решении — освободить Ростроповича от виолончели — состоит самая меткая, бьющая в точку идея фестиваля.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности