В Канне заговорили о конце света
На рынке телевизионной документалистики MIPDoc, который предваряет главный Каннский телерынок — MIPTV, был представлен проект, посвященный Первой мировой войне.
То, что в 2014-м о ней будут много говорить во всех странах, в том числе и языком кино, вполне ожидаемо. Но проект, вызвавший огромный интерес у участников Каннского рынка, от многих подобных отличается тем, что быстро перерос телевизионный формат и стал мультимедийным, рассчитанным на людей самого разного возраста и интеллектуального уровня.
Всё началось в 2009-м, когда к 70-й годовщине вторжения Германии в Польшу французские документалисты сняли телевизионный сериал «Апокалипсис: Вторая мировая». Продюсером выступило France Televisions при поддержке журнала National Geographic.
Мини-сериал, стоивший в производстве €4,5 млн, имел огромный успех, причем — а такое случается крайне редко — повторные его показы давали цифры даже более высокие, чем премьера. Так, по словам продюсера Луи Водевиля, недавно сериал показали в Бельгии с долей 22% (примерно с такими показателями идут сейчас у нас в стране российские игровые сериалы, вызывающие наибольший интерес у публики).
Успех привел в тому, что France Televisions решило продолжить тему Апокалипсиса ХХ века. Вторым проектом стал «Апокалипсис: Гитлер» (2011), исследовавший приход германского фюрера к власти.
И чем больше авторы углублялись в эпоху Гитлера и Второй мировой, тем более очевидным становилось, что без рассказа о событиях 1914–1918 годов многие причинно-следственные связи останутся невыявленными.
Работа над «Апокалипсис: Первая мировая война» началась три года назад в копродукции Франции с Канадой. Канадский продюсер Жозетт Д. Нормандю принесла в проект не только дополнительные средства, но и идею о том, что «Апокалипсису» пора выйти за пределы телесериала. В результате возникли две версии: телевизионная и онлайн, причем ни по материалу, ни по стилистике они друг с другом не пересекаются.
И если телевизионный вариант «Второй мировой» — это традиционный документальный сериал, в который вошла выжимка из отобранных 500 часов военной хроники, то в онлайн-версии хроника соединяется с анимацией, выполненной в стилистике компьютерных игр. В основе сюжета этой версии — судьбы 10 молодых мужчин и женщин, вместе с которыми зрителям предлагают последовать «в самое сердце войны».
Во всех трех «Апокалипсисах» хроника не только отреставрирована и оцифрована, но и раскрашена. Исключение — сцены Холокоста из «Второй мировой»: их оставили черно-белыми.
Франшиза «Апокалипсис» далека от завершения. Уже в работе «Апокалипсис: Сталин», а следующим будет «Апокалипсис: холодная война».
Во время презентации на MIPDoc продюсера Луи Водевиля спросили, не опасается ли он измельчания темы: все-таки Сталин, Гитлер, мировые войны — что может с этим сравниться, если подниматься вверх по «ленте» истории? Он ответил, что нет, ведь предощущение Третьей мировой, всё чаще возникающее в последние годы, вряд ли даст теме Апокалипсиса сойти на нет.