Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о госпитализации президента Сербии Вучича в Белграде
Армия
ВС РФ уничтожили два безэкипажных катера ВСУ в акватории Черного моря
Мир
Пакистан испытал дальнобойные ракеты на фоне напряженности отношений с Индией
Общество
Глава СК поручил возбудить дело из-за осквернения памятника героям ВОВ в Болгарии
Мир
США провели испытания прототипа гиперзвуковой ракеты морского базирования
Мир
В Совфеде указали на усталость жителей Польши от украинских беженцев
Мир
Восемь стран ОПЕК+ сообщили об увеличении добычи нефти в июне
Мир
СМИ сообщили об отмене Фицо рабочей программы из-за возможных проблем со здоровьем
Мир
В Пекине прошла акция «Бессмертный полк»
Мир
Лавров призвал к урегулированию разногласий между Индией и Пакистаном
Мир
В МИД РФ пообещали Украине возмездие из-за гибели российских журналистов
Мир
Нетаньяху перенес свой визит в Азербайджан
Спорт
Гол россиянина Торопченко помог «Сент-Луису» обыграть «Виннипег» в игре плей-офф НХЛ
Общество
Москвичей предупредили об усилении ветра до 17 м/с с 3 по 5 мая
Общество
В парке «Патриот» высадили масштабный геоглиф в честь Дня Победы
Армия
ВС России нанесли удар по пунктам управления безэкипажных катеров и дронов ВСУ
Общество
Юрист предупредила о возможной уголовной ответственности за сбор ценных грибов

Шопен умер, не родившись

«Дама с камелиями» в Большом театре хорошо смотрится, но плохо звучит
0
Шопен умер, не родившись
Фото: Большой театр/Елена Фетисова
Выделить главное
Вкл
Выкл

Большой балет дал очередную премьеру 238-го сезона — «Даму с камелиями». Глава Гамбургского балета Джон Ноймайер впервые поставил ее в 1978 году в Штутгарте, почтив память штутгартского худрука Джона Крэнко. В молодости Ноймайер танцевал в труппе Крэнко и многое у него заимствовал. Но спектакль по роману Дюма-сына — тот случай, когда ученик превзошел учителя по всем статьям. Большой позволил убедиться в этом наглядно, представив в непосредственной близости «Онегина» Крэнко и «Даму с камелиями». 

Патриотически настроенным балетоманам остается лишь сетовать, что «большой Джон» в расцвете дарования не обратился к русскому сюжету, но у них есть возможность утешиться: на конец сезона в Гамбурге намечена премьера ноймайеровской «Татьяны» — по мотивам пушкинского «Евгения Онегина». 

Большой получил «Даму...» позже других грандов (спектакль, в частности, отметился в Парижской опере, Ла Скала, Королевском Датском и Баварском балетах, Американском балетном театре), но здесь верна присказка «лучше позже, чем никогда»: в России балету гарантировано постоянное зрительское внимание, в чем, судя по успеху премьеры, можно не сомневаться. 

Шопен умер, не родившисьНесмотря на постбальзаковский возраст, «Дама...» свежа, как в юности, и смотрится с неослабевающим интересом. Всё гармонично, всё при деле — и мелодраматический сюжет, и музыка Шопена, и роскошные костюмы Юргена Розе, и выразительные дуэты, и непринужденные ансамблевые сцены. Словом, канва, по которой предлагалось вышить свое полотно артистам Большого, — безупречна, и артисты ее создателей не подвели. 

Светлана Захарова (Маргарита) исполнила, пожалуй, лучшую в своей жизни роль. И вместе с Арманом, гамбургским солистом Эдвином Ревазовым, может претендовать на звание лучшей пары сезоны. О формулировке приза следует подумать, но лучшая, наверное, такая: «За взаимопонимание и понимание замысла хореографа».

Если Ревазов, поднявшийся в гамбургской труппе от кордебалетного танцовщика до премьера, знает задумки Ноймайера до тонкостей и отлично вписывается в любимый им тип атлетичного романтика, то хореодраматические опыты Захаровой ранее впечатления не производили. Тем удивительнее этот прорыв, сделавший историю куртизанки со стажем и ее молодого возлюбленного живой и убедительной. Вместо привычно блистательной примы на сцене возникла женщина, в чью устроенную жизнь врывается огромное, всецело поглощающее ее чувство. Бороться за него она не в силах, а потеряв его, не в силах жить. 

Танцует Захарова, как всегда, замечательно. Традиционно совершенны ее стопы и линии, но запоминаются в первую очередь чисто бытовые пробежки-проходы-повороты и прочие «жизненные» детали. То, что переводит танцовщиков в высший для Ноймайера ранг людей. 

Кстати, «человеческое» выгодно отличает Захарову и Ревазова от их, по мысли Ноймайера, alter ego — Cемена Чудина (кавалер де Грие) и Анны Тихомировой (Манон Леско). Оба, в особенности безупречный Чудин, хороши как танцовщики, но куда менее убедительны как люди.

Шопен умер, не родившись

Впрочем, не исключено, что их достижения просто не были должным образом увидены: огромная сцена исторического здания ГАБТа — не лучшее место для представления этого многонаселенного, но в целом камерного спектакля. В нем не предусмотрены шеренги кордебалета, дворцовые залы, уходящие за горизонт пейзажи и мощь оркестра — то, что так выигрышно выглядит и звучит на самой большой в Европе площадке. 

Разумеется, хорошо, если танцовщик обладает всепроникающей харизмой. Энергетика Андрея Меркурьева (мсье Дюваль), объясняющего Маргарите, почему ей не следует быть с  Арманом, пробивает зал от партера до галерки, но это всё же особый случай. А вот интереснейшие фишки вариации с хлыстом Михаила Лобухина (Гастон Грю) или кокетливого соло Кристины Кретовой (Прюданс) на меньшей сцене смотрелись бы отчетливее, не говоря уже о мимике и прочих нюансах тела.

Шопен умер, не родившись

Отрадно, что такая сцена имеется по соседству. В новом здании ГАБТа самое место ценностям «Дамы...», в том числе уютным гостиным, лужайке для пикника, компактным парижским улицам и музыке Шопена. Желательно отменно сыгранной — в том, что своим мировым успехом «Дама с камелиями» не в последнюю очередь обязана музыке, сомневаться не приходится. 

«Если вам не нравится смотреть на сцену, вы можете просто послушать музыку», — говорил Джордж Баланчин, ратуя за достойный музыкальный ряд балета. В «Даме...» присутствует практически весь репертуар шопеновского конкурса — от вальсов и прелюдий до баллад и концертов, но послушать не без удовольствия можно только пианиста на сцене: концертмейстер ГАБТа Алексей Мелентьев исполняет шедевры малой формы с таперским блеском и актерским мастерством. 

Что касается Шопена в оркестровой яме, то эту часть программы можно считать проваленной — был сыгран текст, отсутствовала музыка. Судя по анонсу, хиты мирового репертуара доверили вчерашнему выпускнику Мерзляковского училища Павлу Чухнову. Можно порадоваться за юношу — не каждому пианисту в столь юном возрасте доводится сыграть перед такой масштабной аудиторией. Но больше здесь радоваться нечему. Герой по имени Шопен умер, не родившись.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности