Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Артистам ГАБТа обеспечат комфортную температуру

Коллективный трудовой договор должен сделать жизнь артиста легкой
0
Артистам ГАБТа обеспечат комфортную температуру
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Зайцева
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большой театр завершает работу над коллективным трудовым договором, на который сотрудники возлагают надежды по оздоровлению социальной атмосферы в ГАБТе.

— Идет планомерная работа, которая, скорее всего, будет завершена к середине апреля. Основные позиции уже согласованы, осталось договориться о деталях трудового распорядка, — сообщил «Известиям» генеральный директор театра Владимир Урин. Ранее он предполагал, что договор будет принят в конце марта.

Предыдущий проект договора, разработанный в годы правления Анатолия Иксанова, так и не был подписан: в последний момент артисты выступили против, возмутившись тем, что документ не учитывал специфику театрального труда.

В новом проекте (имеется в распоряжении «Известий»), который еще будет подвергнут шлифовке, уже сейчас немало интересных положений, часть из которых прибавит уверенности артистам, часть — облегчит жизнь администрации.

Договор будет заключен на три года. В тексте прописано, что он будет действовать даже в случае самых маловероятных обстоятельств — таких, как ликвидация Большого театра.

Для артистов и технических работников предусмотрены как общие, так и специальные привилегии. Артистов ждут 28 дополнительных дней оплачиваемого отпуска (кроме 28 стандартных), которые, впрочем, театр может отобрать «в случае нарушения трудовой дисциплины».

Администрация обязалась согласовывать гонорары за все медиазаписи с руководителями творческих коллективов.

Артисты теперь получат право не выступать при температуре ниже +19°C: договор гласит, что такие выступления будут возможны только с согласия самих музыкантов и танцовщиков.

Одно из главных завоеваний артистов — обязательство дирекции включать их в состав комиссий, распределяющих президентский грант. Судьба ежегодно перечисляемых в театр 375 млн рублей всегда была предметом споров и рождала недоверие в коллективе.

— Мы считаем, что грантом должны распоряжаться не только начальники, но и работники театра. Нам не хотелось бы, чтобы ситуация с Филиным повторилась, — рассказал собеседник «Известий» в труппе, намекнув, что распределение бонусов было одной из главных причин конфликта между худруком балета и Павлом Дмитриченко.

«Золотые парашюты» увольняемым звездам театра, о введении которых многие задумались после конфликта прежней дирекции с Николаем Цискаридзе, в проекте не предусмотрены — как заявил «Известиям» Владимир Урин, в государственном бюджетном учреждении такая форма поддержки невозможна.

Это не помешало предусмотреть щедрое вознаграждение для технических и административных работников, покидающих театр: при выходе на пенсию или увольнении каждому из них будет выплачена материальная помощь в размере шести месячных зарплат. Возможно, такие отступные — компенсация за отсутствие гранта, который, согласно закону, распределяется только среди артистов.

Всем сотрудникам театра обещана 40-процентная доплата за работу после 22 часов, а также раз в два года — льготная путевка в корпоративный санаторий «Спутник» в Анапе и в дом отдыха «Серебряный бор». Плюс право выбрать альтернативу Банку Москвы, через который традиционно перечисляются зарплаты сотрудников ГАБТа. Плюс континентальный завтрак во время командировок и гастролей.

Администрация взамен закрепила за собой право увольнять работников, скрывших проблемы со здоровьем, которые мешают выполнять служебные обязанности, а также взяла с профсоюза слово по максимуму воздерживаться от забастовок.

Идея составить коллективный договор стала делом первой необходимости после череды внутритеатральных драм прошлого сезона. 17 мая 2013 года прошло собрание представителей нескольких профсоюзных комитетов, существующих в театре. Тогда сотрудники Большого и решили объединиться, чтобы разработать новые трудовые правила для всех.

Положения договора будут распространяться на каждого из 3100 работников крупнейшего театра страны, но свое право на участие в разработке документа они осуществляют через компактную группу специально выбранных делегатов. Десять комиссаров представляют администрацию театра (в их числе сам Владимир Урин, он же назначил остальных), еще десять — коллектив. Во второй десятке пять технических работников и пять творческих — по одному от оперы, балета, оркестра, хора и миманса.

Права оперного сообщества защищает режиссер Елена Балаева, от оркестра представителем избран скрипач Кирилл Филатов, а от балетной труппы — прима-балерина Мария Александрова, которой коллеги прочат кресло председателя творческого профсоюза (ее предшественником был приговоренный к тюремному заключению Павел Дмитриченко, а сейчас его обязанности формально должен исполнять уволенный Руслан Пронин). 

— Мария разговаривает со всеми педагогами и артистами, собирает предложения, чтобы выработать общую позицию, — рассказал «Известиям» балетмейстер-репетитор, глава балетного худсовета Борис Акимов.

Его коллега, пожелавшая остаться неизвестной, добавила, что Александрова «ведет переговоры настойчиво, не боясь трений с дирекцией театра».

— Работа идет медленно и кропотливо, — отметила прима-балерина ГАБТа Марианна Рыжкина. — Владимир Георгиевич выслушивает наши пожелания и требования, с чем-то соглашается, что-то откладывает на рассмотрение. Не все инициативы артистов можно реализовать, от чего-то нам приходится отказываться. Но, по крайней мере, мы друг друга слушаем и слышим.

Комиссия проводит заседания каждый понедельник (в Большом это единственный официальный выходной), а в последнее время зачастую собирается дважды в неделю.

В разработке проекта сотрудникам помогают и «внешние силы». Одним из энтузиастов был скончавшийся 16 марта экс-министр труда Александр Починок, который еще в июне прошлого года изложил свое видение коллективного договора в интервью «Известиям».

Высказал свои пожелания артистам и Союз профсоюзов России. Его генеральный секретарь Евгений Куликов объяснил «Известиям» суть недоработок, присутствующих в проекте договора.

— В пункте 1.1 говорится, что одна из сторон договора — работники театра, «интересы и права которых представляют руководители первичных профсоюзных организаций театра». Это незаконно: 37-я статья Трудового кодекса не предусматривает такого представительства, — отметил Куликов. — Либо должен быть один профсоюз, в который входит больше половины всех работников, либо специально созданный единый представительный орган. А группа руководителей разных профкомов (в ГАБТе есть творческий и общий профсоюзы. — «Известия») не может представлять интересы всего коллектива. Из-за этого несоответствия нормам ТК весь договор оказывается не совсем законным.

У комиссии еще есть время, чтобы исправить проект. Текст документа будет разослан всем сотрудникам в середине апреля, и уже после этого ГАБТ созовет общую конференцию, на которой коллективный договор обретет законную силу.

Комментарии
Прямой эфир