Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Индонезия выразила заинтересованность в совместном с Россией развитии спорта
Общество
В Петербурге стартовала подготовка к экспедиции ветеранов СВО на Эльбрус
Экономика
В России начнут страховать средства на безотзывных вкладах до 2,8 млн
Мир
Эмир Катара может посетить Россию с визитом 17 апреля
Спорт
Овечкин выразил заинтересованность в участии в возможной встрече КХЛ и НХЛ
Мир
Глава Минфина США не исключил разрыва торговых отношений с Китаем
Мир
Таубер указала на тотальное давление Кишинева на Гагаузию
Спорт
Андрей Рублев вышел во второй круг турнира ATP в Барселоне
Мир
В США назвали стоимость Гренландии
Общество
Путин потребовал своевременно реагировать на лесные пожары
Мир
Лавров указал на отсутствие просьб со стороны России по отмене западных санкций
Мир
Хуситы пообещали усилить интенсивность ударов по ВС США
Мир
В ЮАР выступили против приезда Зеленского
Авто
Новые версии автомобилей УАЗ сертифицировали в России
Мир
Лавров и глава МИД ЮАР Ламола проведут переговоры в Москве
Мир
В Евросоюзе обсудили восстановление Газы без переселения палестинцев
Мир
В МИД Ирана назвали столицу Омана площадкой для второго раунда переговоров с США

Сочи-2014 — триумф русской классической музыки

Через динамики «Фишта» мир услышал мелодии, которые в самой России уже подзабыли
189
Сочи-2014 — триумф русской классической музыки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Выделить главное
Вкл
Выкл

Уже 101 год существует балет Игоря Стравинского «Весна священная» — одна из самых популярных партитур ХХ века. За время, прошедшее со дня премьеры, ее услышали миллионы людей. Десятки миллионов. Может быть, сотни.

А 7 февраля 2014 года — три миллиарда. Столько же людей в этот день внимали голосам бабушек из ныне уже не существующего села Дорожево Брянской области, спевших «Здорово, Кострома!» в 1993-м под диктофон фольклористов. И звукам Concerto grosso № 1 московского авангардиста-шестидесятника Альфреда Шнитке.

Саундтреки сочинской Олимпиады летят по Всемирной сети, захватывая в плен новых поклонников. В этом потоке почти нет новых рок- или поп-композиций. Всё это музыка хорошо забытая, старая.

Решение озвучить Олимпиаду почти исключительно классикой — вроде и простое, но революционное. Это находка, не менее свежая и инновационная, чем система передвижных кареток на крыше «Фишта» или плачущий 8-метровый аниматроник-мишка. После многолетних нудных и бесполезных заявлений государственных мужей о величии классической музыки достаточно было нескольких минут звучания нужных партитур в нужном контексте, чтобы всё встало на свои места.

Все обнаружили, что, когда стране надо показать себя в лучшем свете, спасение приходит из консерваторий, а не с «Фабрики звезд». И кажется, все так и думали всегда, только боялись сказать. И теперь все довольны — не только сами музыканты, но и неангажированная публика.

— Хорошо, что они ушли от массовой культуры, — говорит «Известиям» президент Пушкинского музея Ирина Антонова. — Думаю, что многие вещи, прозвучавшие на церемониях, кто-то услышал впервые: я говорю о российской публике, меня она больше волнует. Техника и высокая музыка слились воедино. Это нечто новое для наших массовых действ, и положительный поворот в сторону хорошего вкуса ощутим.

— Я очень счастлив, что мы повернули лицо к классической музыке, — вторит Владимир Спиваков. — Константин Эрнст (креативный директор олимпийских церемоний. — «Известия») — достаточно культурный и интеллигентный человек, чтобы, увидев Олимпиаду в Лондоне, понять: наша попса не в состоянии конкурировать с английской. А что способно конкурировать? Только классическая музыка, где у нас есть настоящие достижения. Стравинский, Прокофьев, Шостакович, не говоря уже о Рахманинове — самые исполняемые композиторы ХХ века в мире.

— Я не был бы в числе аплодирующих, если не услышал бы в программе ни одного великого русского музыкального имени, — лаконично обозначил свое мнение Валерий Гергиев.

— «Время, вперед!» и Стравинский слушались настолько актуально! — восхищается Дима Билан. — Я был приятно удивлен тем, что копнули именно там, а не в сегодняшнем дне. Шоу оставляло четкое ощущение: вот она, наша история, и ее можно ярко рассказать через русскую и советскую классику. Досады на недостаток современной поп-музыки у меня не было.

— Замечательная музыка, особенно Чайковский, — делится впечатлениями Роман Виктюк. — Классика — это наше сердечное, духовное и к небу обращенное. Что касается группы «Тату», то я не ее поклонник и считаю, что ставить ее рядом с Чайковским нельзя.

Попсе, року и клубной музыке на олимпийских церемониях демонстративно были отведены вторые позиции: этим продуктом публику развлекали до начала открытия, во время длительного и однообразного выхода национальных команд, на дискотеке после финального фейерверка церемонии закрытия. Все ключевые моменты были озвучены произведениями классиков, причем моментов этих было так много, что из партитур, использованных в церемониях, можно составить довольно полную хрестоматию по истории русской музыки.

Проще сразу сказать, кого в этой хрестоматии не хватало: по большому счету только отца-основателя русской школы Михаила Глинки и вдохновенного мистика, изобретателя цветомузыки Александра Скрябина.

Остальные композиторы первого ряда в двух церемониях, взаимодополнявших друг друга, так или иначе были представлены. Одного полноценного «выхода» удостоились Бородин (Песня невольниц из «Князя Игоря»), Мусоргский («Избушка на курьих ножках» из «Картинок с выставки»), Римский-Корсаков («Шехеразада»), Рахманинов (Концерт № 2), Прокофьев (Вальс из «Золушки»), Шостакович (Вальс из Сюиты для джазового оркестра), Свиридов («Время, вперед!»), Хачатурян (Вальс из музыки к «Маскараду», если не считать еще краткого напоминания о «Танце с саблями» в послевоенном сегменте церемонии открытия).

Стравинский и Шнитке звучали аж по два раза: «Весну священную» дополнил финал «Жар-птицы», а Concerto grosso № 1 — Полька для альта и струнных.

Но абсолютным лидером закономерно стал «наше всё» Петр Ильич Чайковский: во время выноса олимпийского флага и на открытии, и на закрытии исполнялся его Торжественный коронационный марш, Диана Вишнёва танцевала «Голубей мира» под тему лебедей из соответствующего балета, а прощальный фейерверк церемонии закрытия оглушал публику под «нарезку» из Первого фортепианного концерта. Итого — четыре масштабных трека и никем не оспариваемое председательство в пантеоне русской музыки.

Большой 8-минутный куш достался уроженцу Полтавской губернии, ученику Глазунова и выпускнику Петербургской консерватории Дмитрию Тёмкину.

Мы сознательно оставили на потом ныне живущих академических композиторов, поскольку с ними ситуация еще интереснее. Их лишь двое, и выборка выглядит как минимум нестандартной, хотя и вполне достойной. Сегмент «Война и мир» на церемонии открытия озвучена вальсом Евгения Доги из ленты «Мой ласковый и нежный зверь».

Эдуард Артемьев оказался вторым счастливым творцом, дождавшимся исполнения его музыки перед миллиардной аудиторией при жизни. Причем по числу олимпийских выходов конкурент ему — разве что Чайковский: на церемонии открытия звучала музыка из «Сибириады» и «Сталкера», а прощание с Сочи-2014 было озвучено великолепным саундтреком к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» (в который организаторы вплели мотив пахмутовской прощальной песни Олимпиады-1980).

Сам Эдуард Николаевич недоумевает по поводу свалившейся на него радости.

— Я не знаю, по каким причинам меня вспомнили — я совершенно никого не просил. Где-то за месяц до открытия мне вдруг позвонили из управления Эрнста и спросили, могут ли они использовать эти номера. Я сказал, что почту за честь, — рассказал «Известиям» композитор.

Таковая хрестоматия русской музыкальной классики по версии Сочи-2014. За исключением разве что марша Чайковского и польки Шнитке вся она составлена из музыки широко известной — но в очень и очень узких, по сравнению с олимпийской аудиторией, кругах.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением