Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Госнаркоконтроль возьмется за пилотов-наркоманов

Наркополицейские просят разрешить им наказывать экипажи воздушных и водных судов за появление на работе «под кайфом»
0
Госнаркоконтроль возьмется за пилотов-наркоманов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) разработала законопроект, расширяющий полномочия наркополицейских. Ведомство просит дать ему возможность наказывать нарушителей по статьям 11.5 и 11.9 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), в которых говорится об управлении воздушным и водным транспортом в состоянии опьянения. Сейчас этим занимается МВД, однако именно у Госнаркоконтроля есть необходимый профильный опыт и возможности. Таким образом ФСКН сможет проводить полноценные операции и выявлять наркоманов среди членов экипажей самолетов и кораблей. 

По данным «Известий», автором законопроекта «О внесении изменений в статью 28.3 КоАП» выступил сам Госнаркоконтроль. Эта статья регламентирует круг силовиков, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. ФСКН просит передать ей возможность работать с ч. 7 статей 11.5 и 11.9 КоАПа. Первая из них запрещает управлять воздушным судном людям, находящимся в состоянии опьянения, передавать управление подобным лицам, а также грозит наказанием за отказ от медосвидетельствования. В подобных случаях статья предполагает лишение права управлять судном на срок от двух до трех лет. Вторая статья идентична предыдущей, однако касается водителей водных судов. Наказание по ней, впрочем, мягче — максимум два года лишения судоводительских прав.

ФСКН поясняет, что ежегодно в России фиксируется около сотни случаев, когда члены экипажей уходят в рейс «под кайфом». Так, во время одного из рейдов выяснилось, что пятеро из 12 моряков на торговом судне «Амур-2517» из Санкт-Петербурга и четверо из 14 членов экипажа на астраханском нефтеналивном танкере «Нефтерудовоз-50М» находились под действием наркотиков. Во время ежегодной спецоперации «Звезда Каспия» в Астраханской области нашли экипаж, где 12 из 16 моряков были в состоянии наркотического опьянения. 

По данным ФСКН, такие истории встречаются и среди пилотов. Так, в октябре 2011 года в Якутске был задержан второй пилот авиакомпании «Якутия» Свинобоев, который уже выкурил дозу и имел при себе курительную смесь (спайс) JWC-018 «в особо крупном размере». В 2012 году задержали двух военнослужащих в/ч 42838 из Хабаровска — пилота вертолета и его механика. Оказалось, что они летали на вертолете, предварительно покурив «травку». 

Сейчас за состоянием членов экипажей следят сразу несколько структур. За пилотов отвечают работодатели — авиакомпании. Если пилот попал под подозрение, его направляют на медосвидетельствование. В случае подтверждения опьянения полицейский из Линейного отделения внутренних дел составляет протокол и направляет его в Ространснадзор, а затем в суд, который выносит решение о наказании и лишает пилота права управления самолетом. 

Аналогичная практика действует и в отношении водителей водных судов, однако в их случае полномочия иногда перехватывают профильные учреждения. Например, Государственная инспекция по маломерным судам.

В этих случаях протокол составляется с участием сотрудников МВД, за которыми закреплены соответствующие полномочия. ФСКН, в свою очередь, обладает большим профильным опытом, а также возможностью использовать агентуру для выявления наркоманов. 

Официально в ФСКН и в Ространснадзоре отказались прокомментировать «Известиям» ситуацию вокруг законопроекта.

Эксперты пока осторожно оценивают предложение Госнаркоконтроля. 

— У ФСКН нет возможности проводить такие мероприятия: в службе работает около 36 тыс. человек, если не брать в расчет последние сокращения, — рассказал «Известиям» руководитель Центра по изучению проблем современной наркополитики Александр Михайлов. — В каком-нибудь крупном портовом городе вроде Хабаровска, где есть управление ФСКН, найдутся лишние люди, чтобы этим заниматься?

По мнению Михайлова, бороться с наркоманами в сфере транспорта мешает и сложившаяся судебная практика.  

— Был случай, когда нескольких шахтеров-взрывников проверили на наркотики и анализ показал следы веществ, после чего работников сразу уволили, — рассказывает Михайлов. — Но они выиграли суд и были восстановлены, поскольку доказали: несмотря на наличие в крови следов наркотиков, они не были в состоянии опьянения на рабочем месте. И это общая практика. 

По мнению вице-президента Профсоюза летного состава России Олега Приходько, приоритет по контролю за употреблением пилотами наркотиков и алкоголя всё равно должен остаться у врачей медкомиссии, которая проверяет экипаж перед вылетом. 

— Мы однозначно считаем, что управление судном в таком состоянии недопустимо, но выявить пьяного может только врач, — говорит Приходько. — Это классический визуальный осмотр: запах, зрачки и т.д. Если подозрение — анализ крови. Но вообще таких случаев очень мало — с десяток в год. 

Комментарии
Прямой эфир