«Власть уже ведет переговоры с настоящими лидерами майдана»

Власть Украины выявила реальных лидеров протестов на майдане и начала с ними переговоры. Чрезвычайное положение в стране не введут, оппозиции предложат места в новом правительстве, а должность премьера недолго останется вакантной. Об этом «Известиям» рассказал соавтор «антимайданных» законов, депутат Партии регионов и основной ее спикер Владимир Олейник.
— Сможет ли Верховная рада на нынешней внеочередной сессии найти варианты, при которых майдан разойдется?
— Мы надеемся сделать еще один шаг к примирению. Внеочередная сессия созывалась не для того, чтобы отменили «антимайданные» законы. Мы должны проголосовать по законопроекту об амнистии для участников протестов. Решен вопрос с правительством — премьер ушел в отставку. Теперь мы намерены изменить Конституцию, вернувшись к парламентско-президентской системе правления 2004 года. Оппозиция и власть пока что не договорились о законе об амнистии, поскольку власть настаивает, что для помилования протестующих нужно, чтобы они завершили свое преступление: а именно, вышли из захваченных правительственных зданий. Власть говорит: как только освободится помещение, закон об амнистии вступит в действие.
— И как он будет действовать?
— Хотим сделать амнистию поэтапной. То есть освободили митингующие определенное учреждение — к ним применили амнистию. Мы хотим прописать список этих зданий в законе. Это будет список уже захваченных государственных учреждений, которые надо освободить. И только после того, как преступление закончено, подчеркиваю, можно применять амнистию.
— Но из-за этой нормы, на которой настаивают во власти, переговоры с оппозицией зашли в тупик?
— Зашли. И оппозиция просто должна признаться, что те, кто захватили помещения, им уже не подчиняются. Это — главная проблема во время переговоров между властью и оппозицией. Протестующие открыто говорят Яценюку, Тягнибоку и Кличко: мало ли, о чем вы там договорились, мы помещения освобождать не будем. Те, кто захватил правительственные здания, — более радикальны и стоят на майдане с лозунгами «все и сейчас». А это приведет в никуда. Если будут досрочные выборы в парламент и президентские перевыборы, то страна потеряет вообще всякое легитимное правительство. Выход из этой ситуации власть видит сейчас в том, чтобы начать переговоры с той радикальной частью, которая сейчас стоит на майдане.
— То есть лидеры парламентской оппозиции не могут гарантировать, что протестующие их послушают?
— Не могут.
— А как вы в таком случае планируете прийти к консенсусу с оппозицией, чтобы майдан разошелся по домам?
— Будем сами вести переговоры с теми четырьмя организациями, которые входят в радикальный «Правый сектор». Что касается Яценюка, Кличко, Тягнибока, то они взялись за гуж посредников в диалоге власти и майдана, но не могут ничего гарантировать. Среди оппозиции есть и другие лидеры. Возможно, они пока что не такие известные, но уже имеют влияние на позицию протестующих. Теперь власть станет вести переговоры с ними, а для тех, кто называет себя лидерами оппозиции, это некоторый ущерб для имиджа. У меня есть данные, что власть сейчас на неформальном уровне уже вступила в контакты и переговоры с настоящими лидерами майдана, которых нет в парламенте.
— Как долго Сергей Арбузов будет исполнять обязанности премьера?
— По закону глава государства должен на протяжении 60 дней внести кандидатуру нового премьер-министра. Президент не будет затягивать, исходя из того как он динамично сейчас действует. Он быстро подписал заявление Николая Азарова. Эту вакансию предложили Яценюку, теперь пусть объяснит, почему он ее не принимает.
— Возможно ли введение чрезвычайного положения?
— Во время заседания 28 января мы полностью сняли вопрос о введении чрезвычайного положения, хотя основания для него есть. Но мы не пойдем на этот жесткий шаг.
— Насколько быстро можно будет поменять Конституцию Украины?
— За две сессии парламента. Пока что речь идет о формировании парламентской комиссии, которая начнет разрабатывать изменения. Конституционная ассамблея под руководством первого президента Украины Леонида Кравчука уже сделала наработки и предоставит их комиссии, когда та будет сформирована. Основные наработки для изменений уже существуют. Вопрос идет о принципиальных вещах — изменении политического устройства Украины, а это — в компетенции избирателей. «Свобода» категорически выступает за такой подход, чтобы было президентско-парламентское управление в стране, а Кличко и Яценюк, напротив — за премьерско-парламентское устройство. Попробуем разобраться...