Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

На доработку вертолета Ка-62 потребовался миллиард

Корректировка конструкции для получения международного сертификата безопасности вертолета потребует существенных вложений и займет больше года
0
На доработку вертолета Ка-62 потребовался миллиард
Фото: Анна Исакова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Перспективный многоцелевой вертолет Ка-62 потребовал доработки для получения так называемого сертификата типа, который позволит экспортировать вертолет на международный рынок. Расширение условий эксплуатации, приведение конструкции в соответствие с требованиями безопасности параметров, а также адаптация узлов под новый двигатель потребуют установки дополнительного оборудования и внесения изменений в документацию вертолета. На изготовление летного образца, который будет показан комиссии межгосударственного авиационного комитета (МАК), проведение ряда испытаний и подготовку документов потребуется 1,1 млрд рублей бюджетных средств. 

В течение 2014–2015 годов вертолет Ка-62, который создается для военных и гражданских целей, будут готовить для получения сертификата типа в авиационном регистре МАКа и приводить к стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО, от англ. International Civil Aviation Organization, ICAO). Заводу «Камов», где был сконструирован вертолет, предстоит адаптировать Ка-62 к установке нового оборудования, расширяющего условия эксплуатации вертолета.

О целях получения сертификата типа для вертолета Ка-62 «Известиям» рассказал генеральный конструктор завода «Камов» Сергей Михеев.

— По плану сертификацию мы должны завершить в будущем году. Это делается для получения международного сертификата, который обладает универсальным качеством — гражданский рынок любой страны будет нам доступен, сертификат дает гарантию и широчайшие возможности. Практика показывает что военные не обеспечивают такого количество заказов, которое мы хотели бы получить, если выйдем на гражданский рынок, — сообщил Сергей Михеев.

Как следует из документации Минпромторга на подготовку вертолета (имеется у «Известий»), первый этап работ работы начнется в феврале-марте текущего года и продлится до ноября. Он будет включать в себя корректировку документации по результатам испытаний двух уже имеющихся образцов Ка-62, постройку натурного стенда для испытаний приводов винтов вертолета, а также проведение наземных и летных испытаний. Итогом работ станет предоставление в авиарегистр МАКа доказательств соответствия вертолета международным требованиям по безопасности, шумности и вредности для экологии.

Ка-62 получит новое оборудование — с декабря 2014 года вертолет начнут готовить к установке птицестойкого лобового стекла, противообледенительной системы и системы мониторинга движущихся элементов конструкции.

На два года объем финансирования работ в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» (ФЦП), скорректированной постановлением правительства, предусмотрен в размере 1,15 млрд рублей. Столь существенные вложения (на данный момент на разработку Ка-62 уже потратили порядка 2 млрд рублей) в большей степени потребовались из-за отказа от отечественных двигателей.

Как указывается в пояснительной записке к проекту постановления правительства «О внесении изменений в ФЦП, установка на вертолет французских двигателей ARDIDEN 3G взамен отечественных РД-600, не отвечающих международным требованиям, привела к полной перекомпоновке моторного отека. Возникла необходимость в разработке ряда систем, в частности, потребовались детали, передающие крутящий момент, а их возможно изготовить только за рубежом. На заводе «Камов» подтвердили, что некоторые детали еще не были получены предприятием.

Испытания военной версии вертолета в войсках начнутся раньше — по заявлению главкома ВВС Виктора Бондарева, сделанному в прошлом декабре, пробные полеты на Ка-62 летчики будут совершать уже в марте.

Как отметил Сергей Михеев, сертификат типа требуется только для гражданской авиации, а военные вертолеты в СССР и России всегда создавались без него. Генконструктор «Камова» подчеркнул, что Ка-62 изначально задумывался как военный вертолет.

— Всю жизнь мы делали машины так — опасности никакой нет. Проводить испытания в интересах военных заказчиков можно, зачем терять время, — отметил Сергей Михеев.

Эксперт, близкий к структурам МАКа, полагает, что завод давно производит вертолеты на экспорт и к концу 2015 года Ка-62 должен получить сертификат.

— «Камов» — фирма грамотная, у них большой опыт: Ка-32 они продают в десятки стран, делая вертолет под международный стандарт. Проблем не должно быть, но сертификация и подгонка машины под требования — это дорогое удовольствие, — отметил собеседник.

Он отметил, что столь существенные бюджетные ассигнования обоснованы — по международной статистике приведение воздушного судна в соответствие с международными требованиями обходится предприятиям в три-четыре стоимости экземпляра летательного аппарата. Один вертолет Ка-62, по предварительным данным, будет стоить порядка $10 млн.

Вертолет Ка-62 начал разрабатываться на заводе «Камов» в 1992 году как модификация военного вертолета Ка-60. В 2008-м сообщалось о начале серийного выпуска, и только в 2012 году первый образец был показан на выставке HeliRussia 2012. После этого была озвучена дата начала испытаний в 2013 году и сертификация Ка-62 в 2014 году. В 2012-м холдинг «Вертолеты России», в который входит завод «Камов», подписал контракт с бразильской авиакомпанией Atlas Táxi Aéreo на поставку в 2015–2016 годах семи с опционом на еще семь экземпляров. Также в 2016 году пять вертолетов рассчитывает получить Колумбия.

Комментарии
Прямой эфир