Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Общество
Путин указал на востребованность программы социальной газификации
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Общественность решит, нужно ли закрывать Институт культурологии

Экс-директор Кирилл Разлогов уверен, что ответ будет положительным, поскольку действуют люди, не понимающие, «зачем нужна эта наука»
0
Общественность решит, нужно ли закрывать Институт культурологии
Фото: ricur.org
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Судьба Российского института культурологии (РИК), которому грозит слияние с Институтом культурного и природного наследия имени Лихачёва, скорее всего, будет решаться на общественных слушаниях. Об этом «Известиям» рассказал заместитель министра культуры Григорий Ивлиев.

— Вероятно, будет некое публичное обсуждение этого вопроса. Если нужно, будем объединять, если не нужно, не будем, — пояснил Ивлиев.

Киновед Кирилл Разлогов, возглавлявший Институт культурологии с 1989 по 2013 год, убежден, что публика проголосует за слияние:

— Если будет устроено общественное обсуждение, то все будут за. Потому что те, кто против — большинство коллектива Института культурологии, — уже уволены.

Между тем министр культуры Владимир Мединский считает, что два института уже фактически объединились.

— В обоих учреждениях сейчас общее руководство. Госзаказ, поступающий из Министерства культуры, тоже общий: институты делят его по своему усмотрению. Но вопрос о юридическом слиянии пока открыт, — заявил Мединский «Известиям».

Директор Института наследия Павел Юдин одновременно является первым заместителем директора Института культурологии. Павел Шульгин и Сергей Житенёв работают заместителями по научной работе в обоих институтах. Секретарь Института культурологии, отвечая на телефонный звонок корреспондента «Известий», сообщила, что «никого из руководства нет, поскольку почти все сейчас в Институте наследия».

РИК был основан в 1932 году как Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой работы. НИИ культурного и природного наследия появился ровно на 60 лет позже.

— Он был небольшим отделом нашего института и впоследствии отпочковался. Дети пожирают своих родителей — в этом есть своя логика, — размышляет Кирилл Разлогов.

Он объясняет поглощение РИКа, считающегося очагом инновационного искусствознания, тем, что в обществе преобладает консервативный взгляд на культуру.

— Культура у нас воспринимается как вещь, принадлежащая прошлому. Поэтому Институт наследия очень кстати, а всё что касается настоящего и будущего, многие считают неактуальным и даже вредным, — сетует Разлогов.

В ходе оптимизации искусствоведческих НИИ, задуманной Минкультуры в 2012 году, Институт культурологии пострадал больше всех: штат заведения сократился более чем в пять раз. Реформа началась с назначением на пост замдиректора Павла Юдина, выпускника Российской академии госслужбы при президенте. Он пришел в РИК 3 сентября 2012 года, а уже в мае 2013-го стал директором — но не РИКа, а Института наследия.

Прежний глава Института наследия — Юрий Веденин — на заседании профильной группы общественного совета при Минкультуры открыто выступил против концепции Павла Юдина, обвинив его в некомпетентности.

По словам сотрудников института, с Ведениным просто не продлили контракт. Павел Юдин утверждает, что было написано заявление «по собственному желанию» и, главное, Юрий Веденин продолжает активно работать в институте.

— Он занимает должность главного научного сотрудника, а также является председателем научного совета. Это было мое принципиальное решение — я предложил разделить полномочия, — пояснил Юдин «Известиям».

В начале июня, не сработавшись с Юдиным, уволился директор РИКа Кирилл Разлогов. Более 30 сотрудников института, а также Фазиль Искандер, Андрей Битов, Алексей Симонов, Константин Кедров прислали в «Известия» открытое письмо в поддержку ушедшего руководителя, которое осталось без ответа со стороны властей.

После ухода Разлогова часть коллектива РИКа уволилась, около 50 человек перешли в Институт наследия под начало Павла Юдина. Сейчас, по словам Юдина, в РИКе осталось лишь 11 научных сотрудников.

— Может ли институт с таким штатом функционировать, выполнять госзаказ? — задается вопросом Павел Юдин. — Решение о возможном слиянии будет принимать Минкультуры, но моя личная позиция — объединение рационально и даже необходимо.

По мнению Юдина, в случае слияния погибнет только бренд Российского института культурологии, а научный и кадровый потенциал будет сохранен. Недвижимости РИКа — институт располагается в Палатах Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной — тоже ничего не угрожает.

— Здание при возможном объединении никуда не денется. По регламенту оно должно быть принято Институтом наследия на баланс, — заявил Юдин.

По иронии судьбы, именно экс-директор РИКа Кирилл Разлогов в конце 2012 года выдвигал идею слияния нескольких искусствоведческих институтов в «единую организацию», рассчитывая таким образом поднять престиж гуманитарной науки. Сейчас, глядя на продолжающуюся реформу, он не скрывает разочарования.

— Действуют люди, которые искренне не понимают, зачем нужна вся эта наука. Для себя я это сформулировал как пришествие новых варваров, — заключил Разлогов.

В число подвластных Минкультуры НИИ входят московские институты искусствознания, культурологии, реставрации и наследия, а также петербургский Институт истории искусств. За год оптимизации сменились директора всех пяти учреждений. В четырех из них руководители были уволены. Последний действовавший директор — глава Института реставрации Александр Трезвов — 3 июля 2013 года скончался. За несколько дней до смерти он сказал «Известиям», что ему неловко оставаться директором при таком раскладе — «как будто я лучше тех, кого уволили».

Во всех институтах было проведено сокращение штатов. Зарплаты оставшимся сотрудникам были значительно увеличены. Все НИИ перешли на режим работы по госзаказу.

Комментарии
Прямой эфир